Найти тему
52,5K подписчиков

"Сказание о земле Сибирской" (СССР, 1948) и "Солдатское сердце" (СССР, 1959): "за" и "против"

Сказание о земле Сибирской. СССР, 1948. Режиссер Иван Пырьев. Сценаристы: Евгений Помещиков, Николай Рожков.

Сказание о земле Сибирской. СССР, 1948. Режиссер Иван Пырьев. Сценаристы: Евгений Помещиков, Николай Рожков. Актеры: Владимир Дружников, Марина Ладынина, Борис Андреев, Вера Васильева, Сергей Калинин, Елена Савицкая, Владимир Зельдин и др. 33,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Иван Пырьев (1901–1968) поставил 18 полнометражных игровых фильмов, 15 из которых («Богатая невеста», «Партийный билет», «Трактористы», «Любимая девушка», «Свинарка и пастух», «Секретарь райкома», «В шесть часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской», «Кубанские казаки», «Испытание верности», «Идиот», «Белые ночи», «Наш общий друг», «Свет далекой звезды», «Братья Карамазовы») вошли в тысячу самых кассовых советских лент.

«Сказание о земле Сибирской», фильм, сочетающий жанры мелодрамы и комедии, получил Сталинскую премию и был тепло встречен и зрителями и кинокритиками.


К примеру, сценарист и кинокритик Глеб Граков (1920 – ?) считал, что «фильм И. Пырьева по–настоящему содержателен. И одновременно он богат юмором, весельем. Полнота жизни находит в нём своё выражение и в драматическом, и в комедийном, и в простой народной песне. И в симфонической музыке. Фильм цветной, и это делает палитру авторов еще более богаче. … Большая поэтическая правда «Сказание о земле Сибирской» состоит в том, что он на примере судьбы Андрея Балашова еще раз показывает нам, что всякое творчество, всякое дело, всякий человек обретают силу и непобедимость лишь в кровной связи с народом. Страстное стремление И. Пырьева к ярким художественным формам, близким самым широким массам нашего народа, ясно видно во всем его творчестве. Стремясь поэтически воспроизвести богатство и разнообразие жизни, режиссёр не боится выйти за рамки привычных жанров. … Действие резко переходит от комедийных эпизодов к драматическим. Поэтическая речь, музыка, песня, цвет, пейзаж вторгаются в действие, становятся его полноправными компонентами. Пырьев ищет все новые и новые средства поэтического выражения и вместе с тем на протяжении всего фильма сохраняет единый стиль его, стиль оптимистической поэзии, темпераментной и мужественной. … «Сказание о земле Сибирской» – правдивый поэтический фильм, повествующий о прекрасной душе наших советских людей, сильных верой в свое дело, превозмогающих все препятствия. Фильм говорит о сердечности, святом чувстве товарищества, верности и кристальной душевной чистоте, присущей советским людям» (Граков, 1948).
Тогдашний министр кинематографии И. Большаков (1902–1980) также высоко оценил эту картину, утверждая, что «яркие и глубокие образы создал в фильме «Сказание о земле Сибирской» талантливый режиссер И. Пырьев. В нем показаны замечательные простые советские люди — Андрей Балашов, Настенька, Бурмак, люди, которые прошли через испытания Великой Отечественной войны. После войны они отдают все свои силы и знания дальнейшему расцвету и подъему могущества нашей Родины» (Большаков, 1950: 191).


На мой взгляд, прав киновед Олег Ковалов: «в фильмах Пырьева всегда существует как бы три внутренних составных: это ориентация на мир массовых представление о должном, это стихийное учитывание требований политического момента и, самое важное, самое существенное, самое интересное — в них всегда присутствует такой контрабандный элемент, как художественное отстранение и от того, и от другого. Фильмы Пырьева подчас пронизывает ирония, они подчас пародийны, сознательно и бессознательно. И внутренняя ироничность, внутренняя пародийность, внутренняя стилизованность и внешняя лубочность этих картин, все это вместе, органика народных представлений, советский китч и невольная или вольная художественная ирония над тем и другим, и дает этот сложный сплав, который именуется кинематографом Ивана Пырьева. Как никто из советских режиссеров, он жаждал праздника, он хотел подарить его своим зрителям, и вот эта жажда праздника, может быть, та самая жажда, которая всегда съедала русского человека, которая классически выразилась в кинематографе, в героях, скажем, Василия Шукшина. Конформизм это, лакировка ли действительности, приспособление это к действительности? Мы не можем определенно ответить на этот вопрос, потому что русский человек широк, русский человек многогранен. Таким же неуправляемым, широким, многогранным и безвкусным подчас, и подчас лакействующим, и подчас догматичным, и всегда темпераментным и искренним, уговаривающим себя в том, что он невероятно искренен, и был художник Иван Пырьев — безусловно, явление крупное, явление неисследованное» (Ковалов, 2011).


Однако нынешние зрители в большей степени согласны не с киноведом Олегом Коваловым, а с министром И. Большаковым:


«Потрясающий фильм! Однозначно достоин просмотра для русского человека, уважающего свою Родину, несмотря на то, что иногда звучат пропагандистские фразы в советском стиле, абсолютно не портящие фильм. И в особенности любителям хороших песен фильм будет большой находкой для прослушивания и вдохновения» (Мими).
«Я этот фильм очень люблю, в нём всё просто и незамысловато: добрые герои стремящиеся только к добру, и любовь открытая и честная. … Фильм воспитательный, направленный на то, чтобы людям прививалось доброе. Замечательные актёры, и всё сыграно мастерски» (Камо).
«Фильм прекраснейший, музыкальный, никаких особенных лозунгов и политизированности я в нём не вижу, здесь отлично сочетаются прославление труда и искусства во благо людей и основной сюжет с взаимоотношениями между главными героями, хорошо переданы их характеры, чувства, переживания и, конечно, главным героем здесь показан наш русский народ... Может, немного и приукрашено, идеализированно, но это просто на фоне нынешних времён кажутся неправдоподобными честность, трудолюбие людей той эпохи, их энтузиазм, вера в светлое будущее, в то, что они не зря трудятся» (Тигрунка).

Киновед Александр Федоров

Сказание о земле Сибирской. СССР, 1948. Режиссер Иван Пырьев. Сценаристы: Евгений Помещиков, Николай Рожков.-2


Солдатское сердце. СССР, 1959. Режиссер Сергей Колосов. Сценарист Кирилл Рапопорт. Актеры: Владимир Земляникин, Роза Макагонова, Николай Погодин, Анатолий Осмольский, Павел Винник, Евгений Кузнецов, Геннадий Карнович–Валуа, Г. Яковлев, Владимир Гуляев, Пётр Константинов, Ада Войцик и др. 33,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Сергей Колосов (1921–2012) за свою долгую карьеру поставил два десятка фильмов, многие из которых имели большой успех у зрителей (особенно телевизионные «Вызываем огонь на себя», «Операция «Трест»). Всего в тысячу самых кассовых советских кинолент у С. Колосова вошли два фильма («Солдатское сердце» и «Помни имя свое»).

Федя (Владимир Земляникин) поссорился со своей девушкой, напился, а потом случайно столкнул её с лестницы…


Такова завязка популярной у публики мелодрамы Сергея Колосова «Солдатское сердце» (1959), которая практически сразу после годичного проката была отлучена от повторных и телепоказов.

Причину этого объясняет кинокритик Лариса Малюкова: «История превращения влюбчивого, несуразного шалопая в героя Советской армии вызвала негодование воинского руководства. Картину «поправили» и искорежили (Колосову еще не раз придется воевать против сокрушительных мельниц цензуры). Зритель фильм принял, военные продолжали возмущаться, писали «наверх» гневные письма. Да и некоторые критики пеняли режиссеру, упрекая за «нетипичность», «негероичность» главного персонажа. Эта самая «нетипичность» стала фирменным знаком будущих произведений Колосова, нередко «вызывая огонь критики на себя» (Малюкова, 2010: 237).


С тех пор, как в XXI веке «Солдатское сердце» стало доступно в сети, к нему снова потянулись зрители, которым, как правило, этот фильм очень нравится:


«Замечательный фильм! Но "среди меня" доселе совершенно неизвестный. Видимо, по ТВ его не крутили в то время, когда ничего кроме "ящика "не было... Земляникин здесь очень хорош, такой актер, жаль, что главных ролей начиная с 60–х у него почти и не было» (Еж).
«Отличный, душевный фильм! Хотя по сюжету уж слишком напоминает фильм "Максим Перепелица"! С большим удовольствием смотрел работу великолепных актёров!» (Алекс).
«Мы … испытали столько сильнейших эмоций, даже хором вскрикнули в самый ужасный момент и слезы, и тяжесть на душе. Давно уже ничего подобного не испытывала. Какой хороший фильм , никогда его раньше не видела... Бесконечно прекрасный актер Владимир Земляникин, милая Роза Макагонова, замечательная игра Павла Винника. Все актеры прекрасные ... Но это я о фильме» (М. Новикова).

Киновед Александр Федоров