Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Несостоявшийся поход Лжедмитрия I

Москва как новый Иерусалим – один из наиболее известных идеологических конструктов, существовавших в Московском государстве. Его активным проводником на рубеже XVI–XVII вв. был царь Борис Годунов. В рамках концепции в Кремле должен был появиться грандиозный Храм Всех Святых, созданный по образцу легендарного храма царя Соломона. Для него были отлиты 14 золотых статуй: Иисуса Христа, архангела Гавриила и 12 апостолов. Реализации проекта вначале помешал голод, а затем появление первого самозванца. Хотя сама концепция пустила корни в сознание многих «интеллектуалов» Русского царства, в первую очередь духовенства, что прекрасно видно на примере тогда ещё непримечательного черноризца [1] Гришки Отрепьева.

[1] Черноризец - монах носящий черную одежду.

Последний верхний ярус и золоченый купол колокольни «Иван Великий».
Последний верхний ярус и золоченый купол колокольни «Иван Великий».

Будущий Лжедмитрий I, а изначально монах Чудова монастыря, в голове которого, судя по всему, уже возник план грандиозной авантюры, весной 1602 г. подбивает нескольких черноризцев из состава своей братии отправиться на богомолье к Святой Земле. Один из спутников, Варлаам Яцкий, позднее передавал слова Григория: «Да он же мне говорил, да жив в Печерском монастыри пойдем до святаго града Иерусалима, до Воскресения Господня и до гроба Господня». Паломничество в Иерусалим, правда, оказалось лишь хорошим поводом, попасть на территорию Киевского воеводства. Дальнейший путь Отрепьева известен: поместье Вишневецких [2], поместье Мнишеков, аудиенция у Сигизмунда III и наконец поход за Московским престолом.

[2] Вишневецкие – западнорусский княжеский род Речи Посполитой XVI–XVII вв., магнаты Левобережной Украины. Владели землями с населением свыше 300 тыс. человек, имели свои крепости и войска. Занимали высшие должности в государстве и войске.

Манящая идея Иерусалима не оставила чернеца и в польско-литовском окружении, а лишь приобрела новое наполнение. Большая роль здесь принадлежала папскому нунцию [3] Клавдию Рангони, с которым часто общался самозванец.

[3] Нунций - папский легат, имеющий звание посланника.

Он вложил в сознание Отрепьева мысль о необходимости единения католического и православного мира перед лицом турецкой угрозы. Сыграла свою роль и переписка самозванца с папой Павлом V. Так или иначе к моменту своего вступления в Москву лжецаревич Дмитрий твёрдо определил доминанту своей внешней политики – организация крестового похода во главе христианских стран Европы за освобождение Святых мест от «ига» Османской империи.

Портрет короля Польши Сигизмунда III Вазы 1610 годы. Якоб Трошель.
Портрет короля Польши Сигизмунда III Вазы 1610 годы. Якоб Трошель.

Ещё до своей окончательной победы Отрепьев начал тайную переписку с польским королём, которая продолжилась и после захвата престола. В ней обсуждались многие внешнеполитические вопросы. Сигизмунд был больше заинтересован в заключении союза, направленного против Швеции, на трон которой он претендовал. У Лжедмитрия же в приоритете были другие интересы. В первую очередь женитьба на Марине Мнишек, для которой было необходимо разрешение короля. Во-вторых, поход на восток, о замысле которого польскому королю должен был сообщить дьяк Посольского приказа Афанасий Власьев, прибывший в Краков 18 ноября 1605 г. Стоит отметить, что идея крестового похода также стала частью своеобразной идеологической программы, в рамках которой самозванец надеялся заставить иностранных дипломатов поставить знак равенства между титулами «царь» и «цесарь», ведь польские короли до сих пор не признавали царский титул за московскими владыками. Кроме того, титул должен был подчёркнуть главенствующее положение Лжедмитрия в грядущем походе.

Власьев обратился к королю с посольской речью, отметив: «И впредь з вами великим государем хотим быти в дружбе и любви мимо всих великих государей, штоб Божьею Милостью, а нашею цесарскою любителною дружбою крестиянство з рук бусурманских выевобожена было, и вперод бы всим хрестияном быти в покою и в тишине, и в благоденственном жытью, наша бы великих государей рука вызшылась бы, а басурменьская нижилась». Борьбу с турками посол аргументировал необходимостью освобождения христианских государств, в первую очередь Греции, а также Святых мест: Иерусалима, Вифлеема, Назарета и Галилеи. Также в речи присутствовало предложение о союзе с императором Священной Римской империи Рудольфом II, который уже вёл кровопролитную войну с турками в Венгрии.

Посольство Афанасия Власьева 1605 года. Стокгольмский свиток, фрагмент.
Посольство Афанасия Власьева 1605 года. Стокгольмский свиток, фрагмент.

По итогу переговоров дьяку удалось достичь соглашение лишь в вопросе о Марине Мнишек. Дискуссия же о крестовом походе перешла в спор о титулатуре и последующему отказу польской стороны от участия в данном мероприятии. Данное решение было продиктовано внутриполитической напряжённостью в самой Речи Посполитой, где уже через год вспыхнет «рокошь» магната Зебжидовского [4].

[4] Рокош Зебжидовского, также известный как Сандомирский рокош – рокош (легальное восстание шляхты, конфедерация против короля), произошедшее в 1606–1609 гг. в результате конфликта между королём Сигизмундом III Вазой и шляхтой по поводу внешней политики Речи Посполитой (войны со Швецией) и вопросов внутренней политики.

Неудача в поиске союзников заставила самозванца уменьшить масштаб всего предприятия. Всю первую половину 1606 г. шла усиленная подготовка к походу на Крымское ханство. Служилые люди по отечеству верстались [5] увеличенными поместными и денежными окладами, воеводы были распределены по полкам, причём полк правой руки должен был возглавить Василий Иванович Шуйский.

[5] Верстание (верстать) – так в Московском государстве обозначалось зачисление того или иного лица в служилый чин для военной службы, сопровождавшееся назначением ему денежного и поместного оклада.

Были даже изготовлены наградные золотые знаки для присуждения за будущие ратные подвиги [6]. В рамках подготовки к походу, который планировался на конец весны – лето 1606 г., были проведены своеобразные «учения», что не было свойственно предыдущим московским царям.

[6] В России до XVIII в. не существовало особых наградных знаков. В качестве наград употреблялись западноевропейские или специально изготовленные в России золотые монеты, которые нашивали на шапку как знак отличия.

Так на льду Москвы-реки был создан «гуляй-город», который жители Москвы прозвали «исчадием ада», что неудивительно, если обратиться к воспоминаниям голландского купца Исаака Массы: «крепость, двигавшуюся на колесах с многими маленькими полевыми пушками внутри и разного рода огнестрельными припасами, чтобы употребить против татар и тем устрашить как их самих, так и их лошадейна дверях были изображены слоны, а окна подобны тому, как изображают врата ада, и они должны были извергать пламя, а внизу были окошки, подобные головам чертей, где были поставлены маленькие пушки». Подобная апокалиптическая символика по мысли царя показывала судьбу врагов Московского царства, но жителями она воспринималась как пророчество о судьбе самого лжецаря. Учения также происходили под Вязьмой, где служилые немцы самозванца должны были взять снежную крепость, в которой укрылись русские бояре. Единственным оружием были снежки. Царю так понравилась забава, что воеводе снежного городка он заявил: «Дай Бог, чтобы я так же завоевал когда-нибудь Азов в Татарии и так же взял в плен татарского хана, как сейчас тебя».

Прием польских послов Лжедмитрием I в Грановитой палате 3 мая 1606 года. Национальный музей. Будапешт
Прием польских послов Лжедмитрием I в Грановитой палате 3 мая 1606 года. Национальный музей. Будапешт

Лжедмитрию было не суждено реализовать свой проект крестового похода. Последний раз вопрос о создании коалиции христианских народов царь обсуждал с польскими послами Н. Олесницким и А. Гонсевским, которые прибыли в Москву вместе с Мариной Мнишек. Начав подготовку к походу, Лжедмитрий сам поспособствовал своему свержению. Под Москву съехались представители многих служилых городов центра и севера страны, недовольные покровительством царя по отношению к служилым городам Юго-Запада, которые оказали деятельную поддержку самозванцу при захвате престола. Свержение первого самозванца привело к тому, что вопрос о походе на крымских татар был отложен до конца столетия.

Автор - Лачин И. В.