Журавушка. СССР, 1969. Режиссер Николай Москаленко. Сценарист Дмитрий Василиу (по повести Михаила Алексеева "Хлеб — имя существительное"). Актеры: Людмила Чурсина, Нонна Мордюкова, Армен Джигарханян, Татьяна Пельтцер, Римма Маркова, Николай Гриценко, Георгий Жжёнов, Евгений Шутов и др. 37,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.
За свою очень короткую жизнь режиссер Николай Москаленко (1926–1974) успел поставить всего три фильма («Журавушка», «Молодые» и «Русское поле»), но все они стали зрительскими фаворитами. И я уверен, проживи Николай Москаленко еще хотя бы пару десятков лет, он смог бы стать автором еще многих кассовых хитов.
После войны красавица Марфа остаётся верной своему любимому, которого она не дождалась в фронта…
Мелодрама «Журавушка» была представлена на кинофестивале в Сан–Себастьяне, где Людмила Чурсина получила приз за лучшую женскую роль.
Советская кинопресса отнеслась к «Журавушке» сдержанно: отмечая достоинства «ее драматургической композиции», но упрекая в «банальности, эмоциональной вялости … довольно многочисленных слабых режиссерских решений» (Федь, 1969: 66).
Зрители XXI века и сегодня любят вспоминать «Журавушку» – и в основном в положительном контексте.
«За»:
«Фильм впервые посмотрела когда мне было 30 лет. Равнодушной оставаться нельзя при его просмотре. Удивительная и неподражаемая Людмила Чурсина, очень необычный Армен Джигарханян, замечательная Нонна Мордюкова, звезда эпизодических ролей Татьяна Пельтцер. И тема актуальная всегда: любовь и верность» (Ель).
«Фильм очень нравится… такие фильмы тоже нужны: простые, душевные. Актёрский состав великолепен!» (Е. Ком).
«Прекрасный фильм. Замечательный дуэт Гриценко и Марковой, неподражаемая Мордюкова, ироничная Пельтцер, красавица Чурсина... И женская верность – на все времена» (Е. Ильхман).
Но есть, конечно, и мнения «против»: «Несмотря на прекрасный состав актеров, фильм очень неудачный» (Ю.Медведева).
Киновед Александр Федоров
Песни моря. СССР–Румыния, 1971. Режиссер Франчиск Мунтяну. Сценаристы Борис Ласкин, Франчиск Мунтяну. Актеры: Наталья Фатеева (вокал: Лариса Мондрус), Дан Спэтару, Штефан Бэникэ и др. 37,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер этого музыкального ревю Франчиск Мунтяну (1924–1993) известен также по еще одному советско–румынскому фильму на военную тему «Туннель», который также пользовался популярностью у зрителей.
Советские кинокритики музыкальную мелодраму «Песни моря» встретили, мягко говоря, без восторга…
Да и кинокритик Евгений Васильев – уже в XXI веке – отозвался об этом фильме иронично, отметив, что «"Песни моря" – румынско–советское музыкальное чудо с нулевым содержанием. … Нежный, ласковый, просторный, залитый солнцем фильм пленяет своей бессмысленностью, целомудренно–бесстыжими мини–юбками сказочных мурлеток из подтанцовки и синевой портовых сооружений» (Васильев, 2019).
Есть, конечно, среди нынешних зрителей и те, кто в принципе согласен с Е. Васильевым, считая, что «фильм совершенно убогий, его "вытягивают" музыка и песни, но и то – только до поры, до времени. Сейчас мода на эти песенки прошла, и соответственно фильм никому не интересен» (Игорь Р.).
Однако большинство кинозрителей XXI века, помнящих «Песни моря» любят его, ностальгично, искренне и с энтузиазмом:
«Режиссер фильма – талантливый человек, может работать в разных жанрах. Посмотрела вновь фильм и как всегда после него – ощущение солнца, моря, молодости, красоты, веселых брызг морской воды, свежего, чистого воздуха. Мне все равно, что это – мюзикл, ревю, главное, что это снято красиво и профессионально. Великолепно поставлены танцы. В день рождения Натальи Фатеевой хочу сказать ей: "Браво!" Великолепная, красивая пара – Наталья Фатеева и Дан Спэтару. Отдельный поклон его таланту!» (НВЧ).
«Посмотрела этот фильм с удовольствием, отдохнула от проблем. Он и не претендует на сложность и философскую глубину. Красивые актеры, красивые песни, легкие танцы – смотреть приятно и весело. Наталья Фатеева – красавица, поэтому здесь она как раз на месте. Я же фильм люблю из–за Дана Спэтару» (ЧН).
«Песни в фильме замечательные! Особенно песни Дана Спэтару. Мы были влюблены в этого актера. Вообще, хорошие были времена – люди жили проще и отношения были другими. Кинотеатры были полны – каждая премьера обсуждалась» (Сауле).
«Я люблю песни из этого фильма. С радостью посмотрела его сегодня. Там все по–настоящему прекрасно! Особенно прекрасна музыка и актеры! Сюжет простой, но это тоже правильно сделано, ведь в этом фильме главное – музыка, чувства и чистота отношений. В 1970 году … наша жизнь была в гармонии с миром и в этом фильме можно услышать эту гармонию, если настроится на частоту чистоты» (Ольга Р.).
«Мне нравится музыка 1970-х, когда смотрю «Песни моря», то вспоминаю свою юность, как мы сами пели «От зари – до зари», как танцевали чуть ли не до утра. Западных эстрадных звезд у нас в кинотеатрах не показывали, поэтому и румын Дан Спэтару был для нас звездой, такой, что слушали его много раз, разучивали слова, напевали под хорошее настроение» (Дая).
Киновед Александр Федоров