Мачеха. СССР, 1973. Режиссёр Олег Бондарев. Сценарист Эдгар Смирнов (по повести Марии Халфиной). Актеры: Татьяна Доронина, Леонид Неведомский, Владимир Самойлов и др. 59,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссёр Олег Бондарев (1939–2003) поставил семь полнометражных игровых фильмов, два из которых («Мачеха», «Алмазы для Марии») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.
Читатели «Советского экрана» назвали исполнительницу главной роли в «Мачехе» – Татьяну Доронину – лучшей актрисой года.
А столичные киноведы почти не заметили эту мелодраму на своем киногоризонте (одним из исключений была статья Т. Хлоплянкиной в «Советском экране»). Зато провинциальные рецензенты уже тогда оценили фильм иначе: «Я видела растроганные лица людей, выходивших из кинотеатра. Фильм избежал слащавости, хотя материал, как никакой другой, более всего располагал к этому. Но творческий коллектив очень точно оценил опасность, исходящую от компонентов мелодрамы в общем мотиве фильма и потому добился более ценного, чем простая растроганность» (Ким, 1973).
Уже в XXI веке российские кинокритики смогли разобраться в эмоциональной притягательности этой мелодрамы: «Пожилая учительница Екатерина Алексеевна мудро напомнила, что даже растению, чтобы не увянуть и расцвести, необходимы время и тепло. В переводе же на язык человеческих отношений – требуются терпение и любовь, любовь и терпение. Надо видеть лицо героини Татьяны Васильевны, грустное, заплаканное, но просветляющееся в тот момент, когда прежде немногословная Света называет её «мамой»… Сильнейшее, неизгладимое впечатление!» (Нефедов, 2017).
А С. Кудрявцев предположил, что «в какой–то степени столь бурная реакция зрителей в один и тот же год и на "Калину красную" об уголовнике, вспомнившем о матери и совести, и на "Мачеху" о женщине, которая пыталась полюбить чужую дочь сильнее, чем собственных детей, свидетельствует о том, что в глубинах народного сознания … всё же сохранилась надежда: никто из нас не является "чужим среди своих"» (Кудрявцев, 2007).
И отзывы современных зрителей подтверждают неустаревающую притягательность «Мачехи»: «Трогательный фильм. В конце всегда плачу...» (Юля), «Отличный фильм, добрый, качественный и мудрый» (Инес), «Очень глубокий фильм. Потрясающая Доронина» (Алена).
Жаль, что в творчестве Олега Бондарева «Мачеха» осталась практически единственной по–настоящему заметной работой.
Киновед Александр Федоров
Судьба. СССР, 1977. Режиссер Евгений Матвеев. Сценаристы Евгений Матвеев, Петр Проскурин (по мотивам романа П. Проскурина). Актеры: Евгений Матвеев, Зинаида Кириенко, Ольга Остроумова, Юрий Яковлев, Валерия Заклунная, Альгимантас Масюлис, Вадим Спиридонов, Владимир Самойлов, Георгий Юматов и др. 57,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Любовь земная. СССР, 1975. Режиссер Евгений Матвеев. Сценаристы: Евгений Матвеев, Валентин Черных, Петр Проскурин (по роману П. Проскурина). Актеры: Евгений Матвеев, Зинаида Кириенко, Ольга Остроумова, Валерия Заклунная, Юрий Яковлев, Ирина Скобцева, Владимир Самойлов и др. 50,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Евгений Матвеев (1922–2003) поставил 13 полнометражных игровых фильмов, 7 из которых («Судьба», «Любовь земная», «Особо важное задание», «Цыган», «Почтовый роман», «Победа», «Смертный враг») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Вторую часть это мелодраматической дилогии Евгения Матвеева посмотрело на 7 млн. человек больше, чем первую, что говорит о реальном успехе «народного кинематографа» этого известного режиссера и актера.
Весьма позитивно оценивая масштабную дилогию Евгения Матвеева «Любовь земная» и «Судьба», кинокритик Нина Толченова в своей рецензии, опубликованной в журнале «Искусство кино», решила, что лучше всего тягу режиссера и исполнителя главной мужской роли к героико–романтической патетике выражает цитата из доклада Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева: «Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу», а главное в матвеевской дилогии – «подвиг народа и партии, как всегда находившейся в первых рядах борьбы за социалистическое Отечество» (Толченова, 1977: 34, 40).
В. Подгорнов в «Советском экране» тоже в целом положительно оценил «Судьбу», однако, подметил и недостатки: «в фильме есть повторы, необязательные подробности, встречаются и просто неубедительные персонажи. … не стоило так подробно цитировать в «Судьбе» кадры из первого фильма – из «Любви земной» (Подгорнов, 1978: 2).
Рецензент «Советского экрана» Евгений Громов (1931–2005) оказался чуть менее комплиментарным, отметив, например, что в «Любви земной» «фигура бывшего кулака–вредителя с обрезом в руках кажется шагнувшей на экран прямо из фильмов и романов тридцатых годов» (Громов, 1975: 3).
В постсоветские времена киновед Клара Исаева, скептически относясь к творческой деятельности Евгения Матвеева 1980–х – 1990–х годов, именно «Любовь земную» и «Судьбу» (несмотря на их отчетливую идеологизированность) отнесла к лучшим его работам, с «током высокого напряжения» (Исаева, 2010: 296–298).
Многие сегодняшние зрители по–прежнему любят эмоциональный кинематограф Евгения Матвеева. Приведу только один комментарий: «Фильмы Матвеева глубоко патриотичны, в каждом кадре – огромная любовь к своей Родине. А уж "Судьбу" без кома в горле смотреть невозможно. Где там конъюнктура?! А музыка какая!» (О. Сергеева).
Киновед Александр Федоров