Найти тему

Ключевая мысль и цель выступления

Для открытия тренинга по навыкам публичных выступлений иногда используют следующее упражнение: участникам предлагают одну тему, и каждый должен подготовить короткое выступление по этой теме. Вы удивитесь, насколько разными получаются выступления.

Возьмём тему «Птицы». Кто-то сделает экскурс в орнитологию, кто-то вспомнит Икара или «Чайку» Чехова, кто-то будет говорить об изменениях климата или о пингвинах. Из этого упражнения следует простой, но очень важный вывод:

Даже имея заданную тему выступления, можно говорить практически о чём угодно!

А важно лишь одно - выступление должно принести пользу как слушателям, так и спикеру.

Именно понимание наличия двух одинаково важных сторон в публичном выступлении и сочетание их интересов является фундаментом успешного выступления и первым шагом при подготовке. Интересы двух сторон можно соотнести, ответив на два вопроса:

  1. Зачем я это делаю?
  2. Что нужно аудитории?

Оба вопроса не так просты, как могут показаться. Судите сами.

При ответе на первый вопрос важно осознать именно зачем. Очень часто люди ошибаются на этой стадии, заменяя в вопросе зачем на почему. Я буду выступать, потому что меня делегировал шеф представить нашу компанию. Как этот ответ соотноситься с вопросом «зачем»? Никак. Это причина, вовсе не цель. У выступления может быть причина, но не быть цели. А бывает, когда единственной целью спикера является пережить собственное выступление. Человек изначально готовит себя к тому, что это повинность, не видя в этом возможности, которую можно использовать. Осознайте тот факт, что превратить повинность в возможность в ваших силах! Подумайте, что может вам дать выступление. Как предстоящее выступление может быть связано с вашими глобальными интересами?

В голову могут придти как приземленные, так и весьма высокопарные ответы, но по сути всё сведется к одному из трёх вариантов:

  1. Продать себя (убедить, что вы крутой специалист, спикер, человек)
  2. Продать идею (доказать правильность точки зрения/подхода)
  3. Продать товар (сделать так, чтобы люди хотели что-то купить)

Независимо от того, что именно вы продаете, «купить» аудитория будет готова только в том случае, если это удовлетворяет какие-то ее потребности.

Самый известный взгляд на человеческие потребности был сформулирован Абрахамом Маслоу еще в 1943 году. Известная всем пирамида не была нарисована самим Маслоу, она появилась позже и помогла проиллюстрировать ключевую идею Маслоу: удовлетворение потребностей на более низком уровне актуализирует потребности следующего уровня. И наоборот, если человеку нечего есть или негде жить, его вряд ли интересуют возможности духовного развития.

Пирамида потребностей по А.Маслоу
Пирамида потребностей по А.Маслоу

Понимание актуальных потребностей вашей аудитории и собственных целей поможет вам сформулировать ключевую мысль выступления. Она должна подходить обеим сторонам: спикеру и аудитории. Посмотрим как это может работать на примере упражнения с птицами. Я как участник тренинга пришла осваивать навыки публичных выступлений. Мне важно показать, что я могу быть интересным спикером. Хочу понравиться коллегам, но я о них ничего не знаю. Однако, я могу сделать некоторые предположения об их потребностях. Интересно ли будет людям послушать об истории авиаперевозок? С одной стороны не факт, но с другой стороны, если я предложу какую-то шокирующую информацию, которой они потом смогут делиться с другими людьми, повышая впечатление о собственной эрудированности, это может им понравиться (связь с потребностью в признании). Еще есть вероятность, что многие из них летают на самолётах. Интересно ли будет им узнать о случаях, когда птицы попадали в двигатель самолета и к чему это приводит? Если я эко-активист, выступающий против мусорных свалок, то повысить осведомлённость других людей о проблеме свалок вблизи аэропортов и о том, как это влияет на безопасность авиаперевозок (связь с потребностью в безопасности), отличная идея.

Эти примеры показывают каким образом можно и нужно соотносить свои цели (причём не только актуальные в моменте, но и глобальные) с потребностями слушателей. Именно в зоне, где интересы спикера и аудитории пересекаются, должна быть сформулирована ключевая мысль выступления.

Ключевая мысль выступления
Ключевая мысль выступления

Ключевая мысль должна быть зафиксирована и обязательно озвучена. Контент выступления должен ее поддерживать.

Для формулирования ключевой мысли отлично подходит инструмент 3-1-3.

В процессе подготовки сначала опишите суть своего выступления в трёх предложениях, затем сформулируйте это в одном предложении, а потом определитесь с тремя главными словами, которые поддерживают вашу мысль. Эти слова будут якорями вашей речи, которые вы можете расставлять по ходу выступления. А ключевая мысль должная быть обязательно озвучена в конце выступления. Люди могут проспать всё выступление, но если они в финале услышат эту самую ключевую мысль, то точно не уйдут с пустыми руками. Верно и обратное, если ключевая мысль останется неозвученной, то совсем не факт, что аудитория придёт к нужному выводу сама. Люди по-разному мыслят, информация проходит через разные фильтры восприятия. Из одних и тех же ингредиентов разные повара приготовят разные блюда. Дайте одинаковый рецепт, и тогда вероятность одинаковых результатов резко повысится. Ключевая мысль - это ваш рецепт к набору ингредиентов.