Для открытия тренинга по навыкам публичных выступлений иногда используют следующее упражнение: участникам предлагают одну тему, и каждый должен подготовить короткое выступление по этой теме. Вы удивитесь, насколько разными получаются выступления.
Возьмём тему «Птицы». Кто-то сделает экскурс в орнитологию, кто-то вспомнит Икара или «Чайку» Чехова, кто-то будет говорить об изменениях климата или о пингвинах. Из этого упражнения следует простой, но очень важный вывод:
Даже имея заданную тему выступления, можно говорить практически о чём угодно!
А важно лишь одно - выступление должно принести пользу как слушателям, так и спикеру.
Именно понимание наличия двух одинаково важных сторон в публичном выступлении и сочетание их интересов является фундаментом успешного выступления и первым шагом при подготовке. Интересы двух сторон можно соотнести, ответив на два вопроса:
- Зачем я это делаю?
- Что нужно аудитории?
Оба вопроса не так просты, как могут показаться. Судите сами.
При ответе на первый вопрос важно осознать именно зачем. Очень часто люди ошибаются на этой стадии, заменяя в вопросе зачем на почему. Я буду выступать, потому что меня делегировал шеф представить нашу компанию. Как этот ответ соотноситься с вопросом «зачем»? Никак. Это причина, вовсе не цель. У выступления может быть причина, но не быть цели. А бывает, когда единственной целью спикера является пережить собственное выступление. Человек изначально готовит себя к тому, что это повинность, не видя в этом возможности, которую можно использовать. Осознайте тот факт, что превратить повинность в возможность в ваших силах! Подумайте, что может вам дать выступление. Как предстоящее выступление может быть связано с вашими глобальными интересами?
В голову могут придти как приземленные, так и весьма высокопарные ответы, но по сути всё сведется к одному из трёх вариантов:
- Продать себя (убедить, что вы крутой специалист, спикер, человек)
- Продать идею (доказать правильность точки зрения/подхода)
- Продать товар (сделать так, чтобы люди хотели что-то купить)
Независимо от того, что именно вы продаете, «купить» аудитория будет готова только в том случае, если это удовлетворяет какие-то ее потребности.
Самый известный взгляд на человеческие потребности был сформулирован Абрахамом Маслоу еще в 1943 году. Известная всем пирамида не была нарисована самим Маслоу, она появилась позже и помогла проиллюстрировать ключевую идею Маслоу: удовлетворение потребностей на более низком уровне актуализирует потребности следующего уровня. И наоборот, если человеку нечего есть или негде жить, его вряд ли интересуют возможности духовного развития.
Понимание актуальных потребностей вашей аудитории и собственных целей поможет вам сформулировать ключевую мысль выступления. Она должна подходить обеим сторонам: спикеру и аудитории. Посмотрим как это может работать на примере упражнения с птицами. Я как участник тренинга пришла осваивать навыки публичных выступлений. Мне важно показать, что я могу быть интересным спикером. Хочу понравиться коллегам, но я о них ничего не знаю. Однако, я могу сделать некоторые предположения об их потребностях. Интересно ли будет людям послушать об истории авиаперевозок? С одной стороны не факт, но с другой стороны, если я предложу какую-то шокирующую информацию, которой они потом смогут делиться с другими людьми, повышая впечатление о собственной эрудированности, это может им понравиться (связь с потребностью в признании). Еще есть вероятность, что многие из них летают на самолётах. Интересно ли будет им узнать о случаях, когда птицы попадали в двигатель самолета и к чему это приводит? Если я эко-активист, выступающий против мусорных свалок, то повысить осведомлённость других людей о проблеме свалок вблизи аэропортов и о том, как это влияет на безопасность авиаперевозок (связь с потребностью в безопасности), отличная идея.
Эти примеры показывают каким образом можно и нужно соотносить свои цели (причём не только актуальные в моменте, но и глобальные) с потребностями слушателей. Именно в зоне, где интересы спикера и аудитории пересекаются, должна быть сформулирована ключевая мысль выступления.
Ключевая мысль должна быть зафиксирована и обязательно озвучена. Контент выступления должен ее поддерживать.
Для формулирования ключевой мысли отлично подходит инструмент 3-1-3.
В процессе подготовки сначала опишите суть своего выступления в трёх предложениях, затем сформулируйте это в одном предложении, а потом определитесь с тремя главными словами, которые поддерживают вашу мысль. Эти слова будут якорями вашей речи, которые вы можете расставлять по ходу выступления. А ключевая мысль должная быть обязательно озвучена в конце выступления. Люди могут проспать всё выступление, но если они в финале услышат эту самую ключевую мысль, то точно не уйдут с пустыми руками. Верно и обратное, если ключевая мысль останется неозвученной, то совсем не факт, что аудитория придёт к нужному выводу сама. Люди по-разному мыслят, информация проходит через разные фильтры восприятия. Из одних и тех же ингредиентов разные повара приготовят разные блюда. Дайте одинаковый рецепт, и тогда вероятность одинаковых результатов резко повысится. Ключевая мысль - это ваш рецепт к набору ингредиентов.