Помните «мальчика Колю из Нового Уренгоя», который в 2017 г. с трибуны бундестага сказал «не те слова» о солдатах Вермахта и оскорбил всю российскую патриотическую общественность? В своё время в самой Германии случился похожий скандал, но на ещё более высоком уровне – тогда «не те слова» произнёс аж целый спикер бундестага.
1980-е гг. стали знаковым десятилетием для немецкой «исторической политики» и переосмысления нацистского прошлого. В 1982 г. канцлером стал правоцентрист Гельмут Коль, который принялся продвигать нарратив, будто нацизм – это лишь краткий и случайный эпизод в славной тысячелетней немецкой истории, и хорошо бы о нём уже поскорее забыть. С этим не согласились тогдашние левые, которые продолжали отстаивать представление о нацизме как о главной вехе немецкой истории и о Холокосте как ключевом событии этого периода, обладавшем уникальным всемирно-историческим значением. Историко-политические споры о том, что и как вспоминать, шли тогда в Германии с особой силой.
В ноябре 1988 г. в ФРГ вспоминали 50-ю годовщину «Хрустальной ночи». 10 ноября в бундестаге должна была состояться памятная церемония с запланированной речью спикера нижней палаты парламента Филиппа Йеннингера. Политик происходил из католической южно-немецкой семьи, два его брата погибли в годы войны, к концу которой самому Йеннингеру исполнилось всего 13 лет. В послевоенной Западной Германии он сделал успешную карьеру юриста, а с 1969 г. заседал в федеральном парламенте от правоцентристского Христианско-демократического союза (ХДС). В 1984 г. Йеннингер был избран спикером бундестага. На этом посту он часто ездил в Израиль и страны Восточного блока.
Речь Йеннингера длилась 38 минут и закончилась скандалом. Вместо того, чтобы говорить о жертвах погромов, спикер решил прочитать историческую лекцию на тему «Как же так получилось». В речи было много цитат лояльных к режиму очевидцев тех событий и даже самих нацистов, например, Гиммлера. Но спикер цитировал их таким сухим тоном и без каких-либо комментариев, что могло показаться, будто это и не цитаты вовсе, а его собственные мысли. Было много рассуждений, как простые немцы в 1930-х гг. восхищались Гитлером, автор даже использовал фразы из нацистского жаргона тех времён.
По ходу речи часть депутатов от левых партий – социал-демократы, либералы и «зелёные» – в знак протеста вышли из зала. Приглашённая актриса еврейского происхождения Ида Эре закрыла лицо руками, и фотографии с подписями вроде «Еврейская актриса В УЖАСЕ от нацистских слов спикера» разошлись по всем газетам. Правда, потом выяснилось, что ей в тот момент просто стало плохо, и всю речь она прослушала.
Большинство комментаторов впоследствии признавали, что посыл Йеннингера был верным и даже укладывался в левую повестку – показать, что нацистская идеология не возникла из неоткуда с кучкой приближённых Гитлера, а пустила корни в самых широких народных массах, которые искренне поддерживали диктатуру. Поэтому современным немцам следует всегда с особым чувством помнить о событиях тридцатых и сороковых годов. Однако свою речь со столь правильным содержанием Йеннингер рассказал настолько стилистически плохо, не в то в время и не в том месте (на церемонии в память о жертвах, а не палачах или соучастниках), что она привела к скандалу и неправильной интерпретации.
Ровно через год 9 ноября 1989 г. высокопоставленный функционер Центрального совета евреев Германии Игнац Бубис почти точь-в-точь воспроизвёл речь Йеннингера на памятной церемонии во франкфуртской синагоге. Никто ничего не заметил, и спикера провожали аплодисментами.
Как подытожил патриарх социал-демократов Вилли Брандт: «Речь провалилась не потому что Йеннингер плохой парень, а потому что он перестарался».
Уже на следующий день после скандального выступления 11 ноября 1988 г. Йеннингер подал в отставку с поста спикера бундестага. В 1990 г. он не стал выдвигать свою кандидатуру на новых выборах и окончательно покинул парламент. После этого Йеннингер стал дипломатом, и в девяностые годы служил послом ФРГ в Австрии и Ватикане. Умер в 2018 г. в статусе уважаемого пенсионера.
Подписывайтесь на Стальной шлем