Экая же я непоследовательная натура... непредсказуемая...
Сама поражаюсь...
Только написала. что отхожу от серий статей, перехожу на краткие репортажики... А вот опять серия!
Так получилось. Зашла посмотреть для себя уточнения. Для вас же хотела просто пробежаться по нескольким картинам и дать схематичное описание. Но вспомнила рассказ Екатерины на предыдущем уроке о Симоне Ушакове. Открыла его иконы на ноутбуке, а это всё-таки не то, что смотреть сидя в зале на экран на стене. И глаза не хотят отрываться от его "Древа..."
Начало здесь:
Знаменитая "Похвала Владимирской иконе Божией Матери. Древо Государства Российского", выполненная Симоном Ушаковым в 1663 году, хранящаяся в Третьяковской галерее.
В этой работе Симон Ушаков воспевает Православную церковь и Московскую государственность. В нижней части иконы стены и башни Московского Кремля. За стенами в центре московский князь Иван Калита, собиратель русских земель, и митрополит Пётр, перенёсший митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Они как бы взращивают древо государства, растущее из государственной святыни - Успенского собора, строительство которого и началось при митрополите Петре. Иван Калита символизирует начало возвышения Москвы.
В ветвях символического дерева цветные медальоны. В центре - медальон с образом Владимирской иконы Богоматери. По 10 медальонов с каждой стороны древа - высокопоставленные светские и церковные деятели, справа - русские святые. Все они держат в руках свитки с текстами из Акафиста Богоматери - хвалебной песни Пречистой Деве.
Слева за стенами Кремля - фигура царя Алексея Михайловича, правителя Российского государства во время написания иконы. Справа царица Мария Ильинична с царевичами.
Вверху - Иисус Христос передает парящим ангелам венец и ризу, как оберег земли русской, как знак своего покровительства.
Этой иконой мастер передал надежды русского народа на процветание Российского государства под управлением династии Романовых.
Симон Ушаков - видимо, очень неординарной личностью был этот человек 17 века! Его манера письма икон вошла в противоречие с принятыми до него византийскими канонами. Он же пытался следовать новым живописным веяниям Запада, где уже развивалось барокко. А для такого творчества нужна определённая смелость.
Мне по пути (от сайта к сайту в интернете) попалось интересное интервью 2020 года с иконописцем Александром Лавданским. Сейчас это известный иконописец, а в 70-х годах прошлого века был успешным художником авангардного направления, хорошо продававшегося, выставлявшегося на Малой Грузинской, 28 в Москве (Горком графиков). И вот в конце этих благоприятных для его творчества 70-х годов он перешёл в иконопись.
Я не собираюсь писать о нём. Я обратила внимание на его слова:
"Конечно, умение «читать» иконы помогает лучше понять многие вероучительные моменты, ведь икона – и художественное произведение, и богословская мысль, и проповедь. И поэтому верующим нужно объяснять, показывать – мне кажется, это задача каждого прихода." (цитата из источника https://pravoslavie.ru/132673.html?ysclid=losturj6iq979023203)
Очень дельная мысль с моей точки зрения. Вычитала я эти слова, когда уже заканчивала писать статью. Но ими хочу закончить. Это как объяснение, почему я захотела так подробно дать описание зацепившей моё внимание иконе Симона Ушакова.