Ночью его мучили кошмары. Сначала ему снился пожар, он выносил из пламени чьи-то вещи, потом бродил по старому городу в поисках собственного дома.
А когда, наконец, нашел его, дверь открыла та самая женщина. Заплаканная, она протянула с мольбой к нему руки, и он проснулся.
Голова была тяжела, тело — как после разгрузки вагонов. Доктор внимательно его осмотрел, но вынести вердикт не смог. Обычная температура, давление чуть ниже нормы, и хотя он выглядел как доходяга, но жить еще точно мог и достаточно долго. В конце концов, врач предположил, что это не вирус, а душевное переживание. Такое он однажды уже наблюдал у своего пациента, когда от него ушла последняя жена.
Поправившись, он вновь поплелся в Русский музей в надежде встретить ту женщину. Но она больше не появлялась. «Что с ней могло произойти? Может, случилось страшное, и я не уберег ее от беды?»
Он продолжал внимательно разглядывать картину и вдруг понял. На него взглянули полные пронзительного отчаянья глаза молодой красивой женщины. Это точно была она! Та женщина, с которой он говорил! Сомнений не было! Но этого просто не могло быть! И чем дольше вглядывался он в лицо молодой иудейки, тем отчетливее в нем проявлялись черты той женщины.
«Похоже я схожу с ума!», — он огляделся вокруг и, заметив служащую музея, подошел к ней:
— Ради Бога, простите за глупый вопрос. Вам не приходилось здесь видеть очень красивую женщину с роскошными черными волосами, которая приходит к этой картине и подолгу около нее плачет?
Служащая встрепенулась:
— Вы знаете, это огромное полотно действительно производит сильное, волнующее впечатление, но мне ни разу не доводилось наблюдать около нее посетителей в слезах.
— Я сам ее видел несколько раз.
— Возможно, это было не в мое дежурство. Я вас давно заметила. Заметила, что вы проводите много времени у этой картины Бруни. Извините, но вы очень интересный мужчина, поэтому и привлекли мое внимание, но я не видела, чтобы вы с кем-то здесь общались.
Он вышел из музея, медленно прошел по Невскому, обогнул Эрмитаж и, пройдя к набережной, надолго завис у реки, вглядываясь в золотого ангела Петропавловской крепости.
«Этого не может быть. Я четко ее видел, разговаривал с ней. Куда она могла пропасть? И почему та женщина на картине похожа на нее, как две капли воды?»
Мучаясь этой загадкой, он начал методично обходить галереи и выставки в надежде встретить ее или что-либо, что поможет ему понять, что же с ним происходит. Но долгие хождения по музеям, изучения картин и посетителей выставок ничего ему не дали.
Тогда он просто решил ждать ее в Русском музее в полной уверенности, что встретит ее еще раз. Так у него вошло в привычку проводить субботы у картины Бруни.
Но, похоже, эта идея была обречена. Молодая женщина так же отчаянно смотрела на него с картины, а он больше жизни мечтал о том, чтобы увидеть ее вживую. Прижать к себе изящную головку, зарыться губами в шикарные волосы и шептать ей что-то нежное и важное, дожидаясь, пока она, наконец, успокоится.
Он наизусть выучил все, что было связано с сюжетом и созданием этой картины. Так же, как и автор, он не разделял жестокости Всевышнего и не мог поверить, что Господь в самом деле смог так наказать иудейский народ всего лишь за его сомнение в способностях Моисея. Но увидев эту женщину, поговорив с ней, он понял, что это чудовищная правда.
— Вы поняли, что это не библейский вымысел? — женщина тихонько подошла к нему сзади. Она не плакала. Шикарные волосы с трудом угомонились в скромном узле на затылке.
— Я так и не понял, как я могу вам помочь?
— Главное, что вы поняли, что это не фантазия художника. Федор тоже не сразу поверил, что такое могло произойти.
— Федор?
— Да, Федор Бруни. Он тоже не сразу поверил в это злодеяние, пока не увидел картину моими глазами. Я рассказала ему всё. Пятнадцать лет он работал над своим полотном.
— Но это невозможно!
— Нет в этом мире ничего невозможного, особенно когда это касается страданий миллионов людей.
— Мне кажется, что в этом вы правы. И что же мне теперь делать? Я могу как-то повлиять на… Да я говорю чушь. Я не Господь Бог, хотя и он бывает столь жестоким…
— Суть этой картины в том, что спаслись только те, кто поверил Моисею! Только они. Но дети, дети не могли поверить. Они погибали первыми. Это было страшно. У меня погибла вся семья, и лишь я вот так путешествую во времени, встречая честные, открытые сердца. Увы, с каждом годом мне все реже удается с кем-то вот так свободно поговорить. Люди живут в условных рамках, созданных ими же. Они перестали открыто мечтать, открыто горевать, открыто восхищаться. Слезы восторга, такие же драгоценные, как и слезы сочувствия, сейчас большая редкость. Люди стали плакать только от собственного бессилия, собственного безденежья, болезни и смерти. Но это ведь просто сопутствующие земной жизни эмоции. Они так ничтожны по сравнению с целой, бесконечной жизнью.
— Жизнь, увы, не бесконечна.
— Я могу смело утверждать противоположное.
— И где? Где этот переход? Где эта дверь в бесконечность?
— Она распахивается внезапно, и никто не знает, где его собственная дверь. Нет смысла искать ее раньше времени.
Они вышли из музея, философствуя о будущем и прошлом, об искусстве и музыке, культуре и обо всем человечестве в целом. Ветер с Невы приглашал на набережную.
— Я так понял, если мы встретились, то это не случайно?
— У Бога нет случайностей.
— Это фразу я уже слышал.
— Одна из немногих истин в этой жизни.
Он с интересом изучал эту женщину, путешествующую в мирах. Если до встречи с ней он мучительно желал к ней прикоснуться и утешить ее по-настоящему, по-мужски, то теперь ему и в голову не могло прийти, чтобы просто взять ее за руку.
Она была словно соткана из межпланетного вещества, и он боялся, что от любого его прикосновения она сразу же исчезнет. Словно читая его мысли, она покачала головой:
— А вот об этом думать еще не время.
Он смутился. Получается, она читает его мысли. Что же делать? Как защититься? Как перестать думать о ее неземной красоте, о божественных глазах, в которых скорбь сменил ласковый свет?
— Хорошо, хорошо. Думайте, что хотите. Я больше не буду рыться в ваших мыслях.
- Ещё больше рассказов и новых очерков на моем авторском сайте
- Буду рада общению в Телеграм-канале