Если бы вас спросили, в чем самая большая опасность для российского образования, то что бы вы ответили? Недостаток молодых кадров? Отсутствие актуальных, современных программ? Недостаточное финансирование? Низкий уровень оснащения наглядными пособиями? Завышенный уровень бюрократизма? А вот и ошиблись бы. Все это не то. Самая большая угроза для наших школ – алчность учителей. И это не мое мнение, так считает целый региональный министр образования, человек знающий, абы кого в министры не ставят.
Есть такой министр образования Оренбургской области Алексей Пахомов, который на встрече, посвященной состоянию системы образования в регионе и по стране в целом, сказал следующее: «Выровнять всем заработную плату и сделать ее московской, ровно то произойдет, о чем вы сказали. У нас тогда в систему образования, как сейчас Вы говорите, в Москву, пойдут за длинным рублем, а не за тем, что есть призвание детей учить… а Вы представляете, какая диспропорция будет, когда в «не Москве» Вы сделаете московскую зарплату всем?»
Сначала некоторые комментаторы восприняли это заявление, как требование ни в коем случае не поднимать зарплату учителям, и за это сильно раскритиковали министра. Но пару дней спустя власти Оренбуржья заявили, что слова вырваны из контекста, и имелось в виду совсем другое: «он говорил, что в Оренбургской области средняя зарплата не равна зарплате в той же Москве, и что если мы сейчас оторвём эту зарплату от региональной экономики и сделаем её выше, грубо говорят, чем у сталевара, то это будет веский социальный перекос, у нас в учителя пойдут те, кто раньше на заводах работал, это будет странная ситуация в системе образования, которая отразится на качестве образования» (https://www.ural56.ru/news/707033/)
Интересно, как министр представляет себе эту ситуацию? В отделах кадров отделов образования стоят длинные очереди из людей с дипломами, в которых записана специальность «литейщик», или «сталевар»? Именно так происходит в его области набор учителей? Как в армию?
Я так понимаю, что, по мнению этих руководителей, если поднять зарплату учителей, то все побросают свои работы и подадутся в учителя (кстати, не самый плохой вариант, при наличии выбора можно отбирать тех, кто наиболее эффективно работает)? Но вот что интересно, сам Алексей Пахомов в 2021 году задекларировал доход 4,8 млн руб. Нехитрое деление дает 400 тыс. рублей в месяц (https://www.ural56.ru/news/706985/) . Любопытно, многие ли металлурги пошли в министры, за длинным рублем? Или с министрами этот подход не работает? Тут платить большие зарплаты можно?
На этой встрече люди говорили о том, что для того, чтобы заработать 38 тыс. рублей (не заоблачный доход за такую тяжелую и невероятно нужную работу, согласитесь), нужно брать две ставки, иметь высшую категорию и стаж 20 лет. При этом учителей заставляют делать постороннюю работу, которая не имеет никакого отношения к обучению детей. А в некоторых районах оклад учителя составляет всего 8–9 тыс. рублей. Я понимаю, что плюсом к этому есть какие-то надбавки, но так же знаю, что и в моих рязанских местах, особенно в селах, учителя не купаются в роскоши. И это одна из причин, по которым молодежь в школы как-то не очень рвется.
Но лично меня заинтересовало другое заявление министра. Все как-то акцентировали внимание на его рассуждениях о зарплате и незамеченным прошло еще одно его новаторство. Пахомов также поддержал предложение пустить в школу работать учителями осужденных и отбывших наказание. Он не против того, чтобы человек, отсидевший ранее, например, за кражу учил детей. Тот ведь никого не убил, а «всего лишь» украл. (https://vogazeta.ru/articles/2023/11/8/teacher/24057-ministr_obrazovaniya_orenburzhya_prizval_ni_v_koem_sluchae_ne_povyshat_zarplatu_uchitelyam) .
У меня ряд вопросов по этому поводу. Первое. Очень показательно, что чиновник, работающий в госструктуре, управляющий казенным финансовым потоком, не воспринимает воровство как серьезное преступление. Ну, украл и украл, не убил же никого…
Второе. Министра настораживает, что человек, желающий зарабатывать денег больше, чем зарабатывает сейчас, может попасть в школу и тем самым снизить уровень качества образования. Но при этом не против того, чтобы в школу попал человек, который честному заработку вообще предпочел «всего лишь» воровство. Тяга к длинному, но заработанному рублю это плохо, а тяга к воровству – понятна и достойна снисхождения? Качество образования не пострадает?
И третье. Лет десять назад ваш покорный слуга устраивался в сельскую школу. Оператором газового оборудования. Говоря простым языком, я следил за температурой в помещении и с детьми в принципе не пересекался. Но, поскольку я оформлялся в учебное учреждения, с меня требовалась справка их отдела МВД об отсутствии судимостей. А теперь министр предлагает судимых брать не подсобниками, а учителями. Я понимаю, что жизненные ситуации могут быть разными и бывшие осужденные могут иметь разную историю, но нет ли смысла перестраховаться? Речь идет о детях. Найдутся и такие, которые будут учить детей «как правильно в хату входить», или «как вести себя по понятиям». Если думаете, что я преувеличиваю, то вот вам для примера новость. (https://t.me/breakingmash/48694) Московскую школу № 2025 на Большой Очаковской проверит прокуратура — после сообщения о как минимум одном эпизоде "посвящения в петуха". Информация подтверждается и другими изданиями (https://ria.ru/20231018/konflikt-1903678335.html) Кто-то же их этому научил. Не факт, что учителя, но если к этому еще и судимых учителей добавить?..
В нашей стране только государственных и только ВУЗов педагогической направленности – 38. А еще колледжи и пр. В самом Оренбурге есть государственный педагогический университет. А министр для того, чтобы хоть где-то взять учителей, готов брать на работу бывших заключенных. Видать, коробит его алчность молодых специалистов, которые хотят получать за свой труд достойную оплату. С заключенными проще…
Что вы думаете по этому поводу? Пишите, обсудим. Как обычно, простых правила: обсуждаем именно тему, а не друг друга и не хамим.
Мир вашему дому!
Мой запасной канал (про историю изобретений)
https://dzen.ru/id/5fd19f5784ed1f44585c7f02
Мой телеграм-канал: https://t.me/nehotsunazad