Во время возможностей иметь общение друг с другом на расстоянии может возникнуть вопрос – “действительно ли важно приходить христианам в собрание?”. Мы можем быть в духовном общении вместе и через средства связи, это так, однако Бог нам дал физические тела и говорит в Слове Своем о необходимости собираться вместе. Невозможно либо вообще, либо отчасти через средства связи пожать друг другу руки и ощутить тепло объятий, петь хором и видеть глаза и лица всех собравшихся и т.д.
В Слове Божием читаем: “Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя.” (Пс.21:23). Об этих словах написано в Новом Завете, что это слова не просто пророка или не просто пророчество, это слова Самого Иисуса Христа: “Ибо и освящающий и освящаемые, все - от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.” (Евр.2:11,12). Слова церковь и собрание в контексте отношений верующих между собою могут быть взаимозаменяемы. Итак, в данных словах Господь говорит, что возвещает имя Бога Отца и славит Его посреди собравшихся вместе христиан. Да, Христос действует и через общение на расстоянии, но все же не будем забывать, что это – Слово Божие, и оно говорит о собрании вместе, а не на расстоянии, и это значит, что на расстоянии есть некая неполнота нашего общения друг с другом и Христос почему-то, видимо, не действует в полноте (хотя и может) вне собрания.
Многие вещи невозможно понять, увидеть и ощутить на расстоянии, чтобы проявить должное внимание друг ко другу. Запах и вкус на расстоянии тоже не передать. Мы можем назидать друг друга на расстоянии, но для Господа важно, чтобы мы сходились вместе в собрание: “Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, - все сие да будет к назиданию.” (1Кор.14:26).
Мы можем на расстоянии совершить подобие Вечери Господней, будучи в одном духе, но Иисус был на Тайной Вечери физически в Теле вместе с Учениками, разделяя физический хлеб и физическое вино, и Он сказал: “сие творите в Мое воспоминание.” (Лук.22:19). Апостол Павел о Вечере Господней писал, как о том, что делали в собрании: “Далее, вы собираетесь, [так, что это] не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде [других] есть свою пищу, [так] [что] иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю.” (1Кор.11:20-22). Пренебрегать собранием не следует. Да и Вечеря в полноценном ее виде должна быть в собрании: “Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.” (1Кор.11:33). Как написано здесь – “собираясь на вечерю”.
Мы можем на расстоянии воздействовать друг на друга, чтобы исправлять друг друга, но Иисус сказал, что есть ситуации, когда нужно с согрешающим поступить следующим образом – “если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.” (Матф.18:17). Апостол Павел писал Коринфской церкви о блуднике, что призывает применить к тому такую меру воздействия, как отлучение, но сделать это в собрании, а не на расстоянии: “А я, отсутствуя телом, но присутствуя [у вас] духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.” (1Кор.5:3-5). Апостол Иоанн тоже не действовал заочно, когда говорил о грехах Диотрефа: “Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает” (3Иоан.1:10).
Иисус говорит не только о силе молитвы согласия, но и о силе молитвы собрания: “Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.” (Матф.18:19,20). Мы много читаем о тех благословениях, которые переживали христиане первых церквей, собирающиеся вместе, и была особенная сила в этом: “И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением.” (Деян.4:31). Сам Дух Божий особым образом действует в собрании.
Заметьте, что и Дух Святой пришел по обетованию Ученикам от Иисуса в собрании: “При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.” (Деян.2:1-4)
Это не все, что Писание говорит о важности собираться нам вместе. Я не пытаюсь дать систематическое учение Библии о необходимости нам вместе собираться. Я просто хочу лишь обратить наше внимание на ценность собрания для нас, как для людей вообще, и как для людей духовных, которым духовная ценность и сила собрания и действие Бога в собрании не только важны, но и необходимы для полноты благословений Божьих в нашей жизни. Так предусмотрел для нас Сам Господь в Своем Слове.
Как нам написано: “Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать [друг друга], и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.” (Евр.10:25). А в современном переводе РБО это передано такими словами: “Не будем отказываться от совместных встреч, как у некоторых вошло в привычку. Будем ободрять друг друга и будем ещё ревностнее во всём, осознавая приближение того Дня.”
Можно много рассуждать на тему особой ценности общения и на расстоянии – оно действительно весьма ценно, полезно и назидательно при правильном подходе, однако нам написано: “Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, [закон] свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.” (Иак.1:22-25). Исполнять Слово Божие и в отношении собрания, когда мы сходимся вместе – не менее важно, как исполнять и все остальное. Конечно же, собираться следует тоже не для того, чтобы лишь собраться во что бы то ни стало, но для пользы прежде всего верующих и даже неверующих. Поэтому, бывают ситуации, когда собрание невозможно или нецелесообразно, но никогда ценность, необходимость и важность собираться вместе не должна даже подвергаться и сомнению.
Если бы Господь был удовлетворен общением верующих на расстоянии, то Он мог бы предусмотреть более духовное средство связи между нами на расстоянии, нежели те средства, что мы имеем в этом мире. В некоторой степени Дух Святой является таким средством связи, но Он не делает этого в полной мере, хотя и может. Поэтому, будем пользоваться для назидания средствами связи (почта, телефон, интернет, радио, телевидение и т.д.), но будем и собираться, когда будет возможность, вместе по местам, а однажды соберемся со всеми Божьими людьми всех времен и народов у Престола Господа нашего. Аминь.