Найти тему

Тарковский. Сталкер: кто такой Дикообраз и путь освобождения "чёрной собаки".

Дикообраз.

В течении повествования нам становится известно , что перед Сталкером был некто Дикообраз, который смог осуществить своё желание, потеряв при этом брата. Но так как брата вернуть не смог, то всё что он смог - повеситься.
Так же мы знаем об освобождении Сталкера из тюрьмы.

Чтобы разобраться в сюжете, прежде всего в данном контексте, нужно окунуться в культурно-мифологический слой, дабы расшифровать смысл самой истории.
Дикообраз - это уже некое состояние человека, когда в нём человеческая сущность утрачена, и, следовательно, не может претендовать на роль учителя, так как такое состояние предполагает отсутствие духовности и слияние с дикой природой, и её инстинктами. Его "брата" следует рассматривать в призме мифа как брата - близнеца, один из которых воплощает всё доброе и полезное, а второй — всё злое и вредное, достаточно вспомнить фильм "Близнецы" 1988г.
Таким образом, нам становится понятно, что "всё доброе и полезное", как "брата", в себе он загубил, оттого Дикообраз и повесился, когда понял это.

Но на этом его история не заканчивается, она бы не была нужна, не будь эта история предысторией Сталкера. Само "повешивание" нужно рассматривать в культуре не столько как физическое явление - смерть, сколько отказ от самого себя, утрату энергетической для психики прежней связи с миром, так человек как бы находится в подвешенном состоянии - старое всё ушло, а новое ещё не пришло: своего рода "тюрьма", в которой человек оказывается без движения, т.к. находится без контакта с миром, в которой он способен лишь рефлексировать, проваливаться в негативные, тяжёлые энергии своей некогда жизни. Именно из такой "тюрьмы" вызволяет персонаж архетип Героя и новая энергия жизни - Сталкер, соприкасающийся с внутренним миром персонажа - Зоной. Это не трудно понять по повязке на шее, скрывающей след от петли.

То, что связь с миром оборвана и движение путников направлено внутрь нам указывают электрические столбы с оборванными проводами напоминающими виселицу в Т образной форме.

-2


Жена Сталкера.

Колючесть нашего персонажа-Дикообраза подчёркивает замкнутость и одиночество в которых он оказался, ведь он не может находить себе выражение в сфере чисто человеческих переживаний, так как внутренняя сокровенная жизнь человеческого уровня оказалась в плену у некоего мощного влечения - обогащения и эмоционально регрессировала до пред-человеческой формы выражения - невроза, которым, как анима персонажа, страдает жена Сталкера в начале повествования. Мы видим как депрессия и крайне негативные, отрицательные энергии разрушают её, превращая в старуху.

-3

Собираясь, Сталкеру ничего не остаётся как взять в дорогу её "часы", т. е. пропуская через культурный слой мифа, нужно понимать что он берёт с собой сознательные установки и механизмы нашего игольчатого друга, не принятые новым мировоззрением, но всё ещё бессознательно выраженные: настроения и эмоции, форма и тон, и сводит их до базового уровня инстинктов, исправляя перекос в сторону одного из них - инстинкта "самосохранения"-самообогащения. Своего рода Баба-яга, которую нужно в печь засунуть.

Таким образом, превращение "жены", как анимы, в чёрную собаку, как в пьесе "12 месяцев" мачеха и её дочка превратились в собак и должны были в таком виде служить падчерице или в русской сказке "Морозко" Иван был превращён в Медведя, чтобы служить людям, устанавливается равновесие с другим нашим инстинктом, что зовет к солидарности, дружбе и где-то альтруизму, позволяет Сталкеру двигаться по направлению Комнаты желаний.

Продолжение следует ...