Сериал “Демон революции” Владимира Хотиненко о германской помощи революции 1917 года вызывает разное отношение. Кто-то верит в то, что Ленин брал немецкие деньги, кто-то нет. Особенно могут возмущаться те кинозрители, кто свято верит в идеалы Октябрьской революции. Но идеалы идеалами, а политическая борьба всегда имеет свою специфику, а ее художественное отражение подчиняется причудам жанра. Критика при этом сериала может идти не только "слева, "но и "справа".
Главный герой сериала - Парвус (Александр Львович Гельфанд), через него, как известно, осуществлялась связь большевиков (Ленина) с немцами. Если заниматься разоблачениями этого международного дельца и социал-демократа на основании документов, то нужно опираться, по крайней мере, на два очень надёжных первоисточника. Речь идёт об опубликованных документах министерства иностранных дел Германии и воспоминаниях полковника Б.В.Никитина, возглавлявшего контрразведку Петроградского военного округа с марта по июль 1917 года. В сериале “Демон Революции” как раз берутся за основу сюжета воспоминания некого вымышленного контрразведчика Мезенцева.
Нельзя сказать, чтобы в кино "Мезенцевым" много взято напрямую из воспоминаний Никитина. Рамки задач режиссера несколько иные. Сообразуясь с личным опытом, Никитин рассказывает больше о связях большевиков с немцами весной-летом 1917 г. А наш фильм хронологически следует описанию деятельности Парвуса только до переправки Ленина через Германию в Стокгольм в апреле 1917 года. На пути Ленина в Россию повествование (очень предусмотрительно) обрывается. Очень много интересного остаётся, как говорится, “впереди”, включая октябрьскую революцию. Сериал заканчивается символическими словами Ленина о том, что революцию надо делать только чистыми руками. Их передает “несчастному” Парвусу большевик Карл Радек. Да, это было вполне разумным решением. Ради безупречной репутации мудрый вождь Ленин "пожертвовал" в Стокгольме встречей со своим спонсором, связанным с немцами.
Ленин и Парвус
Да, Ленин отказался для вида иметь дело с Парвусом в Берне в 1915г. Да, Ленин отказался встречаться с Парвусом в Стокгольме в 1917г., но оборвал человек столетия связи с ним только после Октябрьского переворота 17 ого.
Только после октябрьской революции коварный Ильич отказался дать дельцу должность наркома, которой товарищ Гельфанд жаждал за свои труды по переустройству России. Но это будет "словом гения" потом,а пока власть не пришла ему в руки, Ленин как раз очень нуждался в финансовых вливаниях от Парвуса ( и немцев). Именно на них (в финансовом плане) было построено летнее выступление 17-ого большевиков против Временного правительства. (Об этом как раз и рассказывает в своей книге контрразведчик Никитин). Поэтому на следующий день после официального отказа Ленина от встречи в Стокгольме, к Парвусу явился соратник Ленина Карл Радек и обсуждал целый день план дальнейших действий. Средства и бизнес-прокладка для сотрудничества имелись. В нейтральном Копенгагене у Парвуса была торговая контора, которая во время войны успешно двигала " санкционные" товары между Германией и Россией, в Россию, например, привозились медь, алюминий. В этой фирме, через которую проходили большие суммы, работал с лета 1915г. доверенный агент Ленина – большевик Ганецкий, назначенный коммерческим директора и управляющим по экспорту. Не всё важное сказано о коммерческой (в 1917г.) деятельности "пробольшевистской" фирмы в кино. Отнесем этот "изъян" к предмету критики "справа".
Революция была назначена на 9/22 января 1916 года
Если теперь, напротив, покритиковать утверждения сериала "слева", то наибольший вопрос возникает к эпизоду с поставкой оружия Парвусом в Россию. Как известно, Парвус осуществлял поставки оружия в Турцию. О том, что такая попытка была им осуществлена и в Россию, это домысел сценаристов, которым захотелось в кино огнестрела. Здесь как бы за уши притянут эпизод с поставкой оружия в Россию революционерам на пароходе Графтон в 1905г. Тогда за этим действием стояла японская разведка, поскольку шла русско-японская война. На поставки оружия в Россию в 1915-16гг. Парвус не дерзал, хотя, наверно, оружие бы рабочим не помешало. План, предложенный Александром Парвусом немцам, предполагал, помимо подрывной работы с национальными окраинами (Украина, Финляндия), всеобщую забастовку с целью дестабилизации экономики и разжигания революции. Начало забастовки приурочивалось к очередной годовщине кровавого воскресенья 9/22 января 1916г. Вот, что пишет посол Германии в Дании Брокдорф германскому канцлеру 21 декабря 1915г. (перевод мой)
“…Д- р Гельфанд продолжает говорить о том, что для организации полномасштабной революции в России требуется около 20 млн руб. Эту сумму нельзя распределять сразу, так как есть опасность раскрытия ее источника. Однако ввиду того, что время действовать настает, он предложил Министерству иностранных дел, чтобы сумма в 1 млн руб. должна быть выделена сразу его доверенному агенту. Этот доверенный агент полностью разделяет его точку зрения, что революция должна быть запущена 9/22 января (день кровавого воскресенья – расстрела на Дворцовой площади в 1905г. – О.Д.) и это, даже если немедленно движение не охватит всю страну, определенно помешает возвращению к нынешним стабильным условиям. В 1905 году буржуазные партии поддерживали революцию и добровольно платили зарплату бастующим рабочим. Однако теперь буржуазия плохо относится к революционному движению, и поэтому революционный комитет вынужден нести все издержки. По своему возвращению через неделю, его доверенный агент начнет организацию взаимодействия между разными революционными центрами, но всё действие не может быть осуществлено без значительных финансовых средств…”
Имя доверенного агента не называется, но определенно можно подозревать под ним Ганецкого, работающего у Парвуса с тайного согласия Ленина. Он это был или другой революционер (Воровский, Красин), не столь важно. 26 декабря 1915 года статс-секретарь Ягов сообщает германскому послу в Дании, что он уполномочен вручить 1 млн рублей Гельфанду (Парвусу)
Какую роль сыграли эти вливания? Они разогревали желание революции только у большевиков? Вот, например, читаем в сборнике “Рабочее движение в годы войны” 1926г. следующее свидетельство – “8/21 января 1916 года (царская - О.Д.) охранка доносила, что “отношение различных течений революционного подполья к выступления 9 января в настоящее время вполне определились и представляются в следующем виде: социал-демократы, меньшевики и инициативная группа социал-демократов ликвидаторов решили воздержаться от всяких выступлений даже хотя бы в виде однодневной забастовки.. социалисты-революционеры призывают призывают к забастовке и устройству митингов, предоставляя во всём остальном полную свободу действий в зависимости от личной инициативы каждого отдельного члена организации и от того, как сложится обстановка. Что же касается социал-демократов большевиков, то последние стоят на крайней точке зрения, агитируя не только за проведение однодневной забастовки, которую они предполагают перевести в общеполитическую, но и за уличные демонстрации, оказывая вооруженное сопротивление чинам полиции при разгоне ею демонстрантов.”
Действительно, 9 января 1916г. впервые с начала войны кое-где в стране развевались красные флаги, но организовать очень масштабного выступления даже в Петрограде большевикам не удалось. Вот что пишут очень обиженно большевики в прокламации к рабочим Путиловского завода в начале февраля 1916 года –“Вспомним, что начиная с 1905 года Путиловский завод всегда шёл впереди движения, девятого января 1905 г. он являлся застрельщиком в выступлении петербургского пролетариата. Он же первый стал при потрясающем известии о ленском расстреле; и в июне 1914 года он первый подал сигнал к всеобщей стачке. Между тем, что в только что минувшее девятое января, когда на призыв петербургского комитета Р.С. -Д.Р.П. к однодневной стачке откликнулось более 50000 рабочих (45000 – О.Д.), путиловский завод (на нем одном свыше 20000 рабочих – О.Д.) не присоединился к политическому выступлению петербургского пролетариата. Товарищи путиловцы должны обратить на это серьёзное внимание и смыть это пятно со своей революционной чести…”
Всеобщая стачка 9 января 1916 г. не получилась. Это стало ясно уже в тот же день. Парвусу пришлось оправдываться перед немцами тем, что его доверенные лица, которым он выдал один миллион рублей, предупреждали его, что выступать 9 января преждевременно. Вероятно, поэтому большевики призывали всего лишь к однодневной стачке (лиха беда начала), а не бессрочной, для которой нужно действительно большое финансирование. В любом случае, немцы были разочарованы, как же 26 декабря они выделили деньги в Копенгагене, а 9 января не получили масштабное революционное действие в Петрограде. Не Копенгаген, как говорится. Парвус выходит из доверия своих нанимателей. Но всё равно любопытна такая оперативность в доставке денег по месту назначения.
Новый план Парвуса
Теперь немцы (в 1916г.) выделяют деньги только для распространения пропагандистской литературы в России. Постепенно проведение революционизации России переходит из компетенции Министерства внутренних дел в компетенцию политического отдела Генерального штаба.
Февральская революция 17-ого произошла без большевиков и немецких денег. Война России с Германией продолжается. Для торжества своей идеи Парвус активно способствует переброске Ленина на родину, немцы с пониманием отнеслись к этой идее.
Документов о прямом финансировании германским правительством большевиков - через Парвуса - в 1917г. до октябрьской революции найти не удается. Понятно, что в СССР в их публикации не были заинтересованы. Но очевидно, что как и в 1916г., большевики в них нуждались и получали в т.ч. через контору Парвуса ( это как раз свидетельствуется), а также немецких социал-демократов и др. незапятнанных источников. Так, в секретной телеграмме МИДа Германии Государственному казначейству от 14 марта 1917 г. запрашивается пять миллионах марок «для политической пропаганды в России».
А вот отрывок из «совершенно секретной» телеграммы связного Генерального штаба в МИДе Германии Верховному командующему сухопутных сил, Лерснеру, от 29 сентября 1917 года: .."Наша совместная работа показала видимый успех. Движение большевиков без нашей постоянной широкой поддержки никогда бы не приобрело того размера и не достигло бы того влияния, которым оно сегодня обладает. Налицо все признаки за его дальнейшее распространение. То же самое касается стремлений к независимости Финляндии и Украины.."
После победы большевиков 7 ноября 1917г. Министерство иностранных дел Германии снова запрашивает в Казначействе 15 млн марок для целей той же политической пропаганды в России. Как расходовались эти деньги, вопрос интересный. Германии и большевикам был нужен мир.
Очерк включен в Подборку Исторические Сериалы, а также Революция и гражданская война.
Признателен за поддержку! Чтобы поддержать автора, ставьте пожалуйста лайки и подписывайтесь на канал исторической аналитики.
Душин Олег, журнал №211 Друг Истории, анонсы публикаций также Tелеграмм канал Друг Истории