Спросите об этом Пентагон! История того, как американские военные ищут замену «негодной» М-16 достойна того, чтобы её экранизировали, как историю создания М-2 «Брэдли» (фильм «Войны Пентагона» - великолепное кино, всем рекомендую). Винтовка М-16 с момента своего появления не нравилась никому в военном ведомстве, даже после программы модернизации и получения множества положительных отзывов из войск. Не нравилась, потому что военные изначально хотели другую винтовку, потому что М-16 слишком длинная и громоздкая, под слабый патрон и вообще не то. Программы разработки её сменщика стартовали практически с момента её приёма на вооружение. Причём у всех этих программ было две особенности. Первая – менять «негодную» М-16 нужно было на что-то радикально превосходящее её по характеристикам, на настоящую винтовку будущего. Второе – все эти программы неизменно проваливались, потребив миллионы долларов и не дав на выходе ничего кроме разного рода шушпангеверов. Что уж говорить, если единственным сменщиком старой-доброй эмки стал карабин на её же основе.
А сегодня мы поговорим о самой амбициозной из таких программ, которая завершилась три года назад грандиозным пшиком. А ведь, когда всё начиналось в 1986 году, какие радужные перспективы рисовались. В 1986 году, аккурат после провала очередной программы замены эмки на «оружие будущего», на стол высоких чинов из Пентагона лёг доклад пехотной школы в Форте Беннинг «Small Arms System 2000», где выдвигалась концепция нового перспективного комплекса стрелкового вооружения. Авторы доклада, проанализировав опыт современных военных конфликтов, пришли к выводу, что единственный способ увеличить огневую мощь отделения пехоты на поля боя на современном уровне технологий – это активное использование компактных осколочно-фугасных снарядов. Поэтому предлагалось создать достаточно лёгкий (не более 5 кг) комплекс, в котором основным оружием будет 20-мм «умный» гранатомёт с воздушным подрывом гранат, а вспомогательным 5,56 мм автомат и всё это в едином пакете (если кто-то из вас вспомнил оружие из фильма «Пятый элемент», то таки да).
Если сказать, что схема выглядела экзотично, то это сильно пойти против реальности. Но военным идея зашла и в 1989 году проекту дали зелёный свет. Программу назвали Objective Individual Combat Weapon (OICW) - целевое индивидуальное боевое оружие, а сам комплекс получил наименование XM29. В конкурсе приняло участие несколько команд, но первенство одержал проект коллаборации немецкой Heckler and Koch и американской Orbital ATK. Их XM29 строился вокруг 20-мм гранатомёта, к которому снизу цеплялся немного переработанный автомат немецкий Heckler and Koch G-36 (ну какой шушпангевер без немецких корней?!). Выбрано такое расположение вооружений было для достижения идеального баланса сборки, чем повышались боевые характеристики. При этом по мысли военных этот шушпангевер должен был заменить собой во взводах пехоты и пулемёты и М-16 с подствольником, так как воздушный подрыв гранат позволит создавать адекватную плотность огня, при этом позволяя доставать врага в укрытии, так как граната будет взрываться у него над головой или за спиной. Звучит здраво. Вот только на дворе 90-е и ни о каких действительно «умных» технологиях речи не шло. Поэтому пришлось изгаляться чтобы научить гранаты взрываться в воздухе. Для этого было решено оснастить комплекс дальномером, сопряжённым с баллистическим вычислителем и программатором. Первый считывал расстояние до цели, второй высчитывал задержку взрывателя, третий программировал взрыватель гранаты. Кстати о взрывателе, вы ведь помните, что на дворе 90-е, микросхемы ещё не то чтобы компактные и взрыватель отожрал внутри и так миниатюрной гранаты столько пространства (стандартная граната подствольника имеет калибр 40-мм, а тут вдвое меньший), что взрывчатого вещества внутри оказалось сильно меньше, чем ожидалось, а оболочка сильно тоньше, чем нужно и эффективность такой гранаты при воздушном подрыве оказалась даже ниже, чем обычной «тупой» 40-мм.
Но это ещё пол-беды. Чтобы гранатомёт был более скорострельным его сделали самозарядным. Что не очень хорошо сказалось на весе конструкции. Поэтому разработчики пошли во все тяжкие, стремясь удержать вес комплекса в приемлемых рамках: укоротили ствол автомата, корпус сделали из полимеров, как и часть элементов конструкции. В итоге комплекс из автомата, гранатомёта и блока управления огнём уложился в 4 с лишком килограмма. Но всё портил уже упоминавшийся блок наведения – за прошедшие с момента старта программы 10 лет, миниатюризация микросхем оказалась не столь значительной и дальномер, баллистический вычислитель, тепловизионный прицел и литиевые батареи для питания всего этого счастья весили добрые 1,5 кг, а по размерам напоминали половинку кирпича. То есть пустой комплекс весил 5,5 кг, а при полном снаряжении уже порядка 7 кг. Кроме того, комплекс был просто массивным и неудобным. Когда в 2003 году (спустя 14 лет после старта программы) комплекс таки вышел на испытания до американских военных стало что-то доходить – XM29 оказался хуже по совокупности характеристик, чем те образцы вооружений, которые он должен был заменить. Слишком слабая граната (втрое большая дальность метания гранаты компенсировалась сильно меньшей её мощностью), слишком большой вес комплекса и сомнительное удобство его использования и при этом просто чудовищная стоимость – 1 комплекс стоил от 10000 до 20000 долларов (М-16 в 2003 году стоила порядка 700 долларов), программируемые 20-мм гранаты М1018 HEABМ1018 HEAB –35 долларов каждая (40 mm M406 grenade обходилось американскому правительству в порядка 15 долларов). То ест шушпангевер не мог заменить ни М-16 с подствольником, ни взводные пулемёты, ни уж тем более стать заменой самой эмке. К этому моменту на программу было уже истрачено больше 120 миллионов долларов.
Почесав репу, военные пришли к гениальному решению – раз в сборке оно не работает, то сделаем из одного два – автомат и гранатомёт. Сказано-сделано, так на свет появились автомат XM8 и гранатомёт XM25. Первый представлял собой всё ту же расово немецкую G-36 в модном пластиковом корпусе. Автомат вышел легче, чем М-16 и даже карабин М-4, но не превосходил их значительно ни по одной характеристике, а ещё был склонен к перегреву. А значит и смысла замены М-16 на него не было, да и отечественные производители возмутились, что это вообще незаконно – военные умудрились нарушить ряд законов и соглашений, не объявив новый конкурс, после провала ХМ29. Поэтому программу тихо прикрыли в 2006 году, потратив на неё порядка 30 миллионов долларов. Замена М-16 снова откладывалась.
А вот с гранатомётом вышло интереснее. Было очевидно, что в 20мм гранату не помещается ни программируемый взрыватель, ни достаточной массы взрывчатого вещества, ни достаточной массы оболочка для создания осколков. Поэтому было решено при сохранении общей концепции самозарядного гранатомёта с воздушным подрывом боеприпаса увеличить калибр этого самого боеприпаса до 25мм. Решение выглядело здравым, так как, при, казалось бы, незначительно выросшем калибре (масса гранаты была всего на 40 грамм больше), мощность самой гранаты выросла примерно вдвое по сравнению с 20-мм аналогом. В остальном поменялось немногое – более современный прицельный комплекс и баллистический вычислитель, меньшего размера батарея и всё. Но из-за роста калибра общий вес XM25 в неснаряжённом состоянии перевалил за 6 кило, а в полностью снаряженным приближался к 7. Первые испытания правда обнадёживали – эффективная дальность огня в 500 метров, эффективность поражения целей в укрытии на 300 процентов больше, чем у 40мм гранатомёта M203. Успех. Но первые же полевые испытания XM25 стали ушатом холодной воды. Из-за веса гранатомёта боец стоял перед выбором – либо взять XM25 и запасные гранаты, но остаться без автомата, либо взять автомат, но лишиться более половины гранат. И как выяснилось в боевых условиях бойцы предпочитали вообще не брать XM25, так как гранатомёт имел один маааленький минус – в ближнем бою на дистанции меньше 20 метров его применять было нельзя из-за риска пострадать самому. А тут ещё для подствольника M203 сделали специальный комплект, превращавший его в компактное и лёгкое ручное оружие, которое можно было взять, как дополнительное без лишних проблем. Да и полноценной замены пулемёта из XM25 тоже не вышло из-за меньшей универсальности. В итоге армия США получила хороший гранатомёт, который не мог заменить ни пулемёт, ни М-16 с подствольником. Причём иронично, за прошедшие с начала разработки XM25 10 лет его цена выросла до 35 тысяч за единицу, что вдвое больше, чем вся система XM29 из гранатомёта и автомата вместе взятых и в 10 раз дороже М-16 с подствольником и пулемёта.
И мало того, так ещё и разработчик комплекса Orbital ATK не смогли наладить производство системы из-за разногласий со своим партнёром Heckler and Koch, который занимался изготовлением прототипов. Немцы, видимо что-то предчувствуя, решили взять деньги у американских партнёров, но прототипы предсерийной партии так и не сделали, ссылаясь на то, что по Петербургской декларации 1868 года разрывные снаряды массой меньше 400 грамм вообще-то запрещены, а масса снаряда XM25 270 грамм и надо бы получить разъяснения Конгресса. Отдельный кек всей ситуации в том, что немцы не могли не знать, что декларация вообще-то запрещает только разрывные пули, так как они негуманно разрываются внутри жертвы, а гранаты, взрывающиеся снаружи, под неё не подпадают. И пока Orbital ATK выяснял с немцами отношения в суде, до Пентагона начало доходить, что проект замены М-16 явно уже давно свернул не туда. В 2017 году, 14 лет и 60 миллионов долларов спустя после начала разработки проект был закрыт. В результате очередной программы замены М-16 длительностью 28 лет и стоимостью порядка 200 миллионов долларов армия США так и не получила ни замену М-16, ни хотя бы «умный гранатомёт». Пентагон довольно буднично через год запустил новую программу The Next Generation Squad Weapons (NGSW), в которой не используются никакие наработки ни по XM29, ни по XM8 и XM25. Зато все упомянутые разработки успели засветиться в компьютерных играх, в рамках маркетинговой кампании их производителя.
А американские солдаты всё ещё воюют с М4/М-16 и, вероятно, будут ещё долго использовать эту «негодную» винтовку.
Автор: Владимир Герасименко