«Золото» я пересматривал три раза. Это большая редкость для ленты, которая не относится к числу моих любимых. Но показатель качества, так как большую часть из тысяч отсмотренных фильмов, скорее всего, второй раз не захочу увидеть. А ещё известное количество не осилю даже на треть.
Первый раз я смотрел, так как была новинка сезона, и меня интересовал сюжет. Второй раз - ради игры Мэтью Макконахи, который во имя драматического образа себя форменным образом изуродовал, обретя обвисшее брюшко и нелепые залысины. Третий раз столкнулся с «Золотом», дабы проверить в нём наличие актеров криминального кино, что должно было подтвердить одну мою версию.
И эпизодические роли, порученные Брюсу Гринвуду и Стейси Китчу (который более известен как детектив Майк Хаммер) доказывали, что мы имеем дело с «порождением нуарной матрицы». Опять же в самый критичный момент звучит композиция Леонарда Коэна, который считается вполне нуарым исполнителем (вспоминайте саундтрек к «Прирожденным убийцам»).
Именно эта лента вкупе с классическими фильмами 40-ых позволяет характеризовать нуар как «смятение белого человека», что на уровне смыслов противопоставлено вестерну, который всё-таки строится на модели, говорящей о «бремени белого человека», который показан как «носитель высокой культуры».
В модели «смятения» всё в точностью до наоборот - главный герой, пребывая в тревоге мятежных чувств, отправляется куда-то на край света в погоне за своей мнимой мечтой. Это своего рода «Синдром Эльдорадо», только в итоге знаменитую «золотую страну» ищут не для того, чтобы обогатиться, а дабы погибнуть.
И весьма показательно, что неистовые нравы можно обнаружить не только в пампасах и диких чащобах, но и в современных городах, ставших «Асфальтовыми джунглями» (по названию фильма 1950 года). В итоге одним из признаков нуара становится бегство главного героя от реальности и следование за неисполнимой грезой.
Фактически об этом самом говорит основной персонаж кинокартины «Золото». «Если продать мечту, что у тебя останется?» И продолжает уже в другой сцене: «Кто такой старатель – это тот, кто просыпается с мыслью, что ТАМ, ЧТО-ТО есть… а там ничего». Не случайно «золото» является символом обмана и коварства. Как тут не вспомнить знаменитую тираду: «Люди гибнут за металл».
Криминальная история одного старателя вполне правдива, а потому впечатляет вдвойне. Впрочем, когда я видел фильм первый раз, то тут же задался вопросом: а что же парочка золотоискателей не заручилась поддержкой какого-нибудь островного майора? Дело происходил в 80-ые годы в Индонезии, где правит Сухарто.
Это, конечно, не «людоед» (в переносном смысле слова) как Пол Пот, не людоед (прямом значении этого слова) как Жан Бокасса, но всё равно мужчина очень суровый, и не очень привечавший «инородный бизнес» в себя в стране. А тут речь идет фактически о стратегических гео-разработках. Оказалось, мои подозрения были не лишними.
Опять же «Золото» (как фильм) роднит в с нуаром ярко выраженная социальная составляющая сюжета, которая базируется на противопоставлении старателя с банкирами и «лощеными соболями». «Эту страну построили не жмоты в костюмах, а такие трудяги как я» - говорит Кэнни Уэллс
Он не раз акцентирует внимание на своем недовольстве «белыми воротничками»: « «Мой старик умер с грязью под ногтями, и я хочу также» или же: «Я этими руками землю ковырял, и я ими закопаю тебя»
На родство с нуаром также указывает сцена с тигром. Это явная отсылка к «Пулеметчику Келли», фильму 1958 года, принесшему известность Чарльзу Бронсону. P.S. Мысль о «смятении белого человека» как составляющей мрачного жанра позволяет с оговорками отнести у нуару и легендарный «Апокалипсис сегодня»