Тема «бюрократии» является краеугольным камнем всей истории Китая. Могучая и всесильная, она определяла политическое развитие многих китайских империй, но история ее становления это длительный политический и социально-экономический процесс, протекавший в VI-III век до н.э.
Особенности политико-административного устройства Чжоуского Китая (VIII-V век до н.э.)
Чжоуский Китай периода Чуньцю (VIII-V век до н.э.) представлял собой удельно феодальную структуру, которая состояла из домена Вана (титул правителя Чжоу, который традиционно переводится на русский, как Царь) и уделов принадлежащих аристократии. Во главе уделов стоял аристократический клан, который должен был выставлять войско по просьбе Вана, при этом каких-либо других обязанностей перед Ваном аристократический клан не нес. Внутри уделов существовали субуделы, чьи аристократические кланы несли точно такую же обязанность перед своим сюзереном. Особенность чжоуского феодализма в том, что если ты сильнее сюзерена, его просьбы к исполнению были не обязательны.
Такая особенность политического устройства Чжоуского Китая привела к ослаблению власти Вана и постоянному делению уделов между аристократическими кланами. Каждый правитель удела, отделившись от своего сюзерена, сталкивался с попытками подконтрольных ему кланов обрести самостоятельность. История знает прецедент, когда три вассала попросту упразднили удел своего сюзерена (государство Лу), разделив его на три части. Была ли там Беловежская пуща, источники не сообщают. Таким образом, в период Чуньцю, в ходе постоянных войн и интриг количество уделов, возросло до 148.
Древнекитайская родовая (клановая) аристократия
Древнекитайская аристократия берет свое начало во времена существования государства Шань Ин (XVII—XI века до н.э.), где она представляла собой военное сословие. Распад Чжоуского Китая на множество феодальных государств, каждое из которых имело свою армию, привело к резкому увеличению численности аристократии.
В период Чуньцю, родовая аристократия была единственным политическим классом Китая. Китайские аристократы управляли уделами, занимали все государственные должности (их количество было очень небольшим), проводили религиозные ритуалы, но главным их занятием оставалась война.
Военные действия периода Чуньцю носили феодальный характер, армии уделов были малочисленны и профессиональны. Основу любого чжоуского войска того периода составляли колесницы, которые комплектовались родовой аристократией. Несмотря на то, что представители аристократии регулярно гибли в войнах, потребность в них оставалось небольшой.
В конце периода Чуньцю (VI-V) численность аристократических кланов возрастает настолько, что ее представители не могут попасть ни в армию, ни на государственную службу в своем уделе. Не нужные ни родному уделу, ни клану, такие аристократы отрывались от рода и становились бродягами. Обладая прекрасным образованием и не желая заниматься ремеслами и тем более земледелием, они скитались по всему Китаю, предлагая свои услуги правителям уделов. Вступив на службу к правителю удела, такие бродяги могли обеспечить себе сохранение своего благородного статуса в обществе. Появления все большего числа таких бродяг, привело к образованию нового социального класса древнего Китая – низшую знать.
Усиление власти правителей уделов
Правители уделов, давно осознававшие потребность в укреплении собственной власти, искали способы обуздания родовой аристократии. Чаще всего обуздание особо борзых кланов проходило в виде интриг, в процессе которого клан обвиняли в измене с последующим полным выпиливанием его членов, а земли опального клана присоединяли к домену правителя.
Иногда дело доходило до откровенного бунта, когда удельный клан просто клал на своего сюзерена. Такие действия чаще всего приводили к карательной акции, которая обычно заканчивалась уничтожением всего восставшего рода.
Если правитель в своих предприятиях по обузданию восставшего клана терпел поражение, это могло закончиться, как потерей лишь одного из своих уделов, так и полным выпиливанием на этот раз уже правящего клана.
Однако даже в случае победы правителя, опальный клан просто заменялся другим аристократическим родом, который за короткое время набирал влияние и начинал влиять на политику своего сюзерена. Удельно феодальное устройство Чжоуского Китая привело к бесконечной резне, выхода из которого не было.
В отличие от средневековой Европы, в Чжоуском Китае не было ни Церкви, ни городов (как центров экономической жизни). Торговля и товарно-денежные отношения в Чжоуском Китая периода Чуньцю были в зачаточном состоянии, по сути, полностью отсутствовали. Города представляли собой исключительно ремесленные центры и не могли стать опорой правителей для борьбы с родовой аристократией.
Общество Чжоуского Китая было разделено на классы, каждый из которых занимался исключительно своим делом. Крестьяне выращивали еду, горожане занимались ремеслами, аристократы воевали и управляли. Отнимая удел у одного клана, правитель отдавал его в руки другого клана. Доменом правителя управляли его ближайшие родственники, которые через пару поколений создавали свои собственные аристократические кланы и выводили эту территорию из домена правителя. Поэтому правителю было весьма сложно усилить свою власть и обуздать своих вассалов.
С появлением прослойки низшей знати, правители уделов начинают активно привлекать ее к государственному управлению. Влиятельные правители уделов формируют собственные дворы из низшей знати, которой поручают военные, административные и судебные функции. Низшая знать, не имеющая за своими плечами реальной военной силы в виде удела и клана, полностью зависят от своего патрона и прямо заинтересованы в укреплении его власти. Таким образом, низшая знать стала выступать опорой для правителей уделов в их борьбе с родовой аристократией.
Конец периода Чуньцю характеризуется процессом дефеодализации. В довольно короткий промежуток времени во многих чжоуских уделах родовая аристократия оттесняется от государственного управления, все должности занимают зависимые от правителя представители низшей знати. Родовая аристократия, оттесненная от государственного управления, оставляет за собой контроль над обширными территориями своих уделов (вотчин) и продолжает играть важную роль в военной организации уделов.
Упадок родовой аристократии
Начавшийся процесс дефеодализации китайских уделов в конце периода Чуньцю, входит в окончательную стадию в периоде Чжаньго Шидай (V-III век до н.э.). Окончание процесса дефеодализации, как правило, связывают с именем Шан Яна (имя при рождении Гунсунь Ян), мыслителя и политического деятеля государства Цинь. Проведенные им реформы в IV веке до н.э. безвозвратно подорвали позиции родовой аристократии в истории Китая. Хотя я думаю, что этот процесс был куда более длительным и проходил в разной степени по всей территории Китая, но наиболее ярко проявился именно в реформах Шан Яна.
Из множества реформ проведенных Шан Яном наибольшей интерес, с точки зрения ослабления аристократии имеют две, введение системы рангов знатности и создание уездов.
Система рангов знатности представляет собой иерархическую систему, в зависимости от которой человек получал плату от государства, в виде сбора налогов с определенного количества поселений. Ранг знатности также влиял на размер наказания за тот или иной проступок. Ранг знатности можно было повысить, заплатив повышенный налог или заработать доблестью на поле боя. С другой стороны любой проступок мог привести к потере одного или нескольких рангов знатности. Такая ранговая система позволяла любому жителю Цинь стать в один ряд со старой аристократией, с другой стороны она позволяла разжаловать любого аристократа до статуса обычного селянина.
Правителем Цинь Сяо Гуном (361-338 г. до н.э.) Шан Яну было поручено проведение административной реформы государства. Необходимость в этой реформе возникла в связи с завоеванием Цинь новых земель. В это время чаще всего завоеванные земли распределялись между родовой аристократией, однако Шан Ян предложил разделить их на уезды, во главе которых были бы назначены сменяемые чиновники, получающие плату от правителя Цинь. Что и было сделано. Позже эта реформа была распространена и на другие территории государства Цинь. Таким образом, было заложено начало уничтожения экономического базиса родовой аристократией. Размах этой реформы историки оценивают по разному, но уделы существовали в государстве Цинь вплоть до правления Ин Чжэна (III век до нашей эры), то есть еще более ста лет.
Вывод
Желание правителей уделов обуздать родовую аристократию, приводило к постоянной внутриполитической борьбе, в ходе которой стороны часто прибегали к тотальному уничтожению своих политических противников. Однако побежденных аристократов заменяла точно такая же аристократия, с которой опять приходилось бороться уже следующему поколению правителей.
Социально-экономические процессы в Китае на рубеже VI-V века создали предпосылки для образования нового социального класса – низшей знати. Правители уделов, боровшиеся с родовой аристократией, быстро поняли преимущество от найма представителей низшей знати. Достаточно образованной для государственного управления, но не имеющей никакого влияния, что бы угрожать власти правителя.
Благодаря борьбе правителей уделов с родовой аристократией к концу III века до н.э. низшая знать полностью вытеснила родовую аристократию из сферы государственного управления, заложив основу будущему социальному классу – бюрократии. Таким образом, бюрократия не была создана целенаправленно, а являлась продуктом политической борьбы между правителями уделов и родовой аристократией.
Автор: Георгий Куликов