Если говорить о хронологии исторических событий, то следующей пьесой Островского, о которой сто́ит сказать хоть несколько слов, будет «драматическая хроника в двух частях» «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский». «Хроникальность» подчёркивается и точной датировкой изображаемого – указана дата действия каждой картины: первая – «19 июня 1605 года», последняя – «17 мая 1606 года».
Сам Островский писал, что пьеса— «плод пятнадцатилетней опытности и долговременного изучения источников» (а их он указывает множество); писалась же хроника в 1866 году в течение четырёх месяцев: «Начал великим постом [он начался 7 февраля] и кончил к июню». Во время работы над пьесой драматург писал Н.А.Некрасову: «Хорошо или дурно то, что я написал, я не знаю, но во всяком случае это составит эпоху в моей жизни, с которой начнётся новая деятельность». Первоначально планировалось создание «драмы для чтения». Вот что говорил Александр Николаевич: «Я уж давно занимаюсь русской историей и хочу посвятить себя исключительно ей — буду писать хроники, но не для сцены; на вопрос, отчего я не ставлю своих пьес, я буду отвечать, что они неудобны, я беру форму "Бориса Годунова"». Однако, завершив работу над хроникой для печати, он приступил к созданию сценического варианта пьесы (постановка состоялась в начале 1867 года) – разночтений в редакциях довольно много.
Чем интересна эта пьеса? Наверное, прежде всего самим обращением именно к этому периоду Смутного времени, о котором писали не так уж часто. Довольно много написано об Иване Грозном. Широко известна драматическая трилогия А.К.Толстого – от «Смерти Иоанна Грозного» до «Царя Бориса». О «Борисе Годунове» А.С.Пушкина и говорить не приходится. Но правление Лжедмитрия I отражено мало.
До сих пор существует загадка - историки так и не пришли к единому мнению, кем всё-таки был вошедший в нашу историю под этим именем. Я не историк и разбирать все доводы «за» и «против» не буду. Очень интересно, что и Островский ответа на этот вопрос не даёт (я ещё, конечно, обращусь к образу Самозванца).
Во всех упомянутых мной произведениях будущий «боярский царь» Василий Шуйский, «лукавый царедворец», как охарактеризует его пушкинский Годунов, принимает участие. Но остаётся всё же персонажем второго плана, а здесь он – заглавный герой.
Что мы знаем о нём? Обычно последним Рюриковичем на русском престоле называют Фёдора Иоанновича, однако князья Шуйские (или Кирдяпины-Шуйские – имя родоначальника ветви упоминает и Островский) – тоже Рюриковичи, ведущие свой род от Суздальских князей, потомков Андрея Ярославича, младшего брата Александра Невского. Какое-то время род Шуйских занимал видное место среди московских князей, но угас ещё в 1638 году. И всё же одному из них довелось стать царём…
Начав службу при Иване Грозном, Василий Иванович Шуйский постепенно поднимается всё выше, хотя время от времени и попадает в опалу из-за склонности к интригам (известно, например, что он был в числе челобитчиков о разводе царя Фёдора Ивановича с «неплодной» царицей Ириной). То, что, думаю, знают все, - постоянно меняющиеся «показания» его о гибели царевича Дмитрия в Угличе.
В 1591 году он был назначен главным следователем по делу о смерти царевича и признал причиной её несчастный случай – царевич случайно упал на нож в припадке «падучей». А дальше? После появления «чудесно спасшегося царевича Димитрия» Шуйский поначалу поддерживает Бориса Годунова и его сына, публично клянётся, что сам клал в гроб истинного царевича, но, поняв, что после смерти Бориса положение царского сына на троне становится всё более шатким, сам начинает распространять слухи о счастливом спасении Димитрия, а затем прилюдно заявляет, что убит и похоронен в Угличе был не сын Ивана Грозного а неизвестный попович, а спасшийся Димитрий идёт к Москве.
После воцарения Лжедмитрия I Шуйские, не получившие ожидаемых милостей, начинают интриговать уже против нового царя. Заговор их был раскрыт, а самого князя Василия приговорили к смертной казни, которую (когда Шуйский был уже на плахе!) заменили ссылкой, высланы были и другие Шуйские, но после коронации «Димитрия» опалу со всех сняли. Шуйские вернулись в Москву и продолжали интриговать.
Василий Шуйский пользовался милостями царя - так, ему, долгое время бывшему неженатым (его жена Елена Михайловна Репнина умерла в 1592 году, хотя некоторые историки говорят и о разводе) и бездетным, было разрешено жениться (Борис Годунов запрещал!). Впрочем, потомства князь Василий так и не оставил: две его дочери умерли в младенчестве. После венчания Лжедмитрия I с Мариной Мнишек именно он вёл под руку новобрачную из Успенского собора Московского кремля в царские покои.
Но Шуйские готовят новый заговор, именно они были вдохновителями восстания 17 мая 1606 года, в ходе которого Лжедмитрий I был убит, а через два дня приверженцы Шуйского «выкликнули» его царём, и 1 июня 1606 года он был коронован в Успенском соборе.
Вот эти события – от въезда «Димитрия» в Москву до его убийства - и легли в основу «драматической хроники».
Ещё несколько слов, чтобы больше к историческому Шуйскому не возвращаться.
Одним из первых его действий стал перенос в Москву из Углича останков царевича Димитрия, которые были объявлены нетленными мощами, и захоронение их в Архангельском соборе. Одновременно было заявлено, что царевича убили по приказу Бориса Годунова.
Правление Василия IV Шуйского продолжалось четыре года и два месяца – с 19 мая 1606 года до 19 июля 1610 года. «Царём Василием мало кто был доволен. Главными причинами недовольства были некорректный путь В.Шуйского к престолу и его зависимость от кружка бояр, его избравших и игравших им как ребёнком, по выражению современника», - писал В.О.Ключевский.
Шуйский был свергнут с престола и насильно пострижен в монахи (обеты за него произносил другой человек) в Чудовом монастыре, а в октябре 1610 года был вывезен польским гетманом Жолкевским сначала под Смоленск, а после в Варшаву. Василий Шуйский умер в заключении в сентябре 1612 года в Гостынинском замке в 130 вёрстах от Варшавы.
В 1635 году его останки были вывезены в Москву и 11 июня захоронены в Архангельском соборе Московского Кремля.
В хронографе 1617 года о Шуйском сказано: «Ростом невысок, лицом некрасив, глаза имел подслеповатые. В книжном чтении достаточно искусен и умён был. Очень скуп и упрям. В тех только заинтересован был, которые в уши ему ложь на людей нашёптывали, он же с радостью её принимал и с удовольствием слушал».
И вот эта довольно любопытная личность – центральный персонаж пьесы Островского…
Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь
"Путеводитель" по пьесам Островского здесь