Не люблю такие темы.
Они априори вызывают недоверие, сколько не пытайся быть объективным.
Да и сам я понимаю, что сохраняя фактологическую достоверность, не могу избавиться от собственного отношения к затронутой теме. Все-таки это авторская статья, а не рерайт стороннего материала.
Памятник
Как обычно бывает с такого рода темами, она возникла не просто так, а имела свои предпосылки. В данном случае — шум, устроенный армянскими СМИ. в связи с демонтажем памятника Степану Шаумяну в Ханкенди.
Хочу просто напомнить, так для информации, что нынче негодующие соседи, сами снесли памятник Шаумяну в 1993 году. Тот что был установлен в 1957-ом и действительно представлял некоторую историческую ценность.
Причем не просто снесли, а уничтожили, распилив и продав в Армению на металл.
А вот новострой с червячками в названии, никак нельзя отнести ни к советской НКАО, ни собственно к самому Азербайджану и его истории. Это чисто сепаратистский объект культуры.
Достаточно сравнить, посыл советского памятника и того, что был установлен недавно. В современной самовозвеличивающей стилистике соседей.
Кстати, в 1950 году, в Степанакерте был установлен бюст Мешади Азизбекову, другому бакинскому комиссару. Беснующиеся СМИ не хотят рассказать о его судьбе?
Таинственный Шаумян
Когда речь идет о революционерах, ставших в СССР значимыми фигурами коммунистической пропаганды, бывает очень трудно понять, что за человек стоит за официальной образцово-показательной биографией.
Особенно это касается революционных деятелей Закавказья, где Сталиным и Берией была проведена тотальная зачистка архивов.
Собственно говоря, чистились не только архивы, фактически никто, за исключением Микояна, из старой закавказской гвардии большевиков не умер естественной смертью. Одни погибали при странных обстоятельствах, других расстреливали, как врагов народа.
Слишком нехорошие дела тянулись за земляками с Южного Кавказа, поэтому они предприняли максимум усилий, чтобы о них забыли.
И даже на этом фоне, официальная биография Степана Шаумяна сверхкороткая. Даже в Википедии, где любят разливаться текстом из разных источников.
Я уже не говорю о БСЭ, посвящавшей деятелям революции страницы мелкого убористого текста. А ведь членом Главной редакции и заместителем Главного Редактора Большой Советской Энциклопедии, почти 20 лет, был младший сын Шаумяна.
Все это достаточно странно.
К примеру, о том же Мешади Азизбекове, значительно меньшей фигуре для союзного уровня, написано раз в 30 больше.
Вот так например, выглядит содержание их биографий в Википедии, где как мы знаем сильна армянская позиция.
Нонсенс...
Степан Георгиевич Шаумян (1878 — 1918)
Шаумян родился в семье приказчика одного из тифлисских магазинов Георгия Лазаревича Шаумяна. (По другим сведениям, Шаумова. Национальное окончание фамилии появилось во время учебы в Германии.)
О его матери официальная биография молчит, но судя по воспоминаниям детских товарищей Степана, звали ее Елизавета, и именно от нее ребенку достались голубые глаза.
Возможно была из дворян, так как Шаумян с пятилетнего возраста стал обучаться наукам. Затем была школа, Реальное училище...
Интересный момент
В биографической книге "Степан Шаумян. Жизнь и деятельность", изданной в 1973 году, говорится о том, что Степан помогал с учебой одному из сокурсников — купеческому сыну Степе Хитарову, отец которого за это оплачивал учебу Шаумяну.
Но в статье "Жернова революции. Жизнь и смерть Степана Шаумяна", опубликованной в журнале "Ноев Ковчег" (N 07 Май (1-15) 2006 года), купеческий сын превращается в отпрыска бакинского нефтепромышленника Манташева.
Более того:
В старших классах хорошо успевавший по всем предметам Степан давал уроки сыну богатого нефтепромышленника Манташева, которому настолько приглянулся, что тот предложил ему жениться на его дочери, приданое в 200 тысяч рублей и работу управляющим в его фирме. Однако Степан отказался.
Именно эту версию печатает Википедия, предпочитая статью в армянском журнале, книге, изданной в солидном советском издательстве "Политиздат".
Это так, отступление на тему исторических фейков.
Молодой, образованный, общительный, симпатичный
Именно так описывают Шаумяна люди, сталкивавшиеся с ним в на рубеже веков.
В остальном, жизненный путь Степана мало чем отличается от классической жизни молодых революционеров — участвует в марксистских кружках, затем присоединяется к социал-демократам. В 1900 году поступает в Рижский политехнический институт, откуда исключается за участие в революционном движении.
Конечно в биографии пишется, что он организовывал кружки, объединял армянских социал-демократов, был лидером в Риге, но реально никаких об этом сведений, а главное сопутствующих должностей в партийной иерархии, нет.
Все меняется в 1903 году.
В конце 1902 года, Шаумян эмигрирует в Германию для продолжения учебы в Берлинском университете (факультет философии). А уже весной 1903 года знакомится в Женеве с Лениным.
Не знаю, чем пленил Владимира Ильича молодой армянин, но их встречи продолжились в кафе "Хандверфен", с тех пор он стал фактически глазами и ушами вождя революции в Закавказье.
С этого момента, вплоть до следующей встречи в 1917 году, Шаумян и Ленин находятся в активной переписке.
Возвращение в Тифлис
В 1895 году, в поселке Джелал-Оглы, 17-летний Степан познакомился с Екатерина Сергеевной Тер-Григорян. В 1899 году, они обвенчались. Вскоре родился и первый сын — Сурен.
Семья находилась с Шаумяном в Германии.
Советская историография гласит, что Степану было сложно содержать семью заграницей, поэтому летом 1903 года, он решает отвезти ее на родину, в Тифлис. Однако, это происходит сразу после плотного общения с Лениным, что намекает на возможно другие причины.
Как бы то не было, но он уже не "один из", а представитель Ленина. Так его представляют членам Кавказского союзного комитета РСДРП перед которыми он выступает сразу же по приезду.
Судя по всему, и сам Шаумян не прочь подчеркнуть свою связь с "вождем пролетариата".
Более того, в Закавказье Шаумяна стали воспринимать, как друга Владимира Ильича. По крайней мере об этом писал Микоян:
В 1903 г. Шаумян вместе с Лениным работал в Женеве по изданию марксистской литературы на армянском и грузинском языках, и здесь завязалась их прочная дружба.
Шаумян и закавказские большевики
Опустим стремительный взлет Степана Шаумяна к вершинам партийной иерархии, его революционную деятельность после возвращения. В официальной биографии об этом тоже ни слова, хотя в советских изданиях и прессе, написано немало.
Это скорее всего объясняется тем, что то что все было не так гладко, как описывалось в лубочных материалах советских времен. Часть старых большевиков, прошедших тяжелую борьбу с царской охранкой, воспринимали Шаумяна за выскочку.
Сталин и Шаумян
Приблизительно понимая психотип Иосифа Джугашвили, можно представить себе его реакцию на выдвижение Шаумяна на первые роли. Я бы рискнул назвать Степана от имени Сталина "чистоплюем".
В грузинской эмигрантское газете «Эхо борьбы», издававшейся известным меньшевиком Ноем Жорданией, в No 3 за 1930 год, появилась интересная статья.
Грузинское социал-демократическое издание выдвинуло обвинение в том, что честолюбивый Сталин был преисполнен решимости убрать Шаумяна из руководства. "Начавшаяся между ними длительная борьба, -- повествует Суварин, -- приобрела такие масштабы, что бакинские рабочие даже подозревали Джугашвили (Сталина) в том, что он донес на Шаумяна в полицию, и требовали, чтобы Сталин был привлечен к суду партийного трибунала. Его спасли арест и ссылка в Сибирь".
Сам Шаумян открыто обвинял Сталина в том, что тот на него донес. Так, он сообщил Жордании о своей уверенности в том, что именно Сталин донес в полицию о нелегальной квартире, в которой иногда ночевал Шаумян и адрес которой был известен только Кобе (Сталину). Шаумян считал, что кроме Сталина донести об этой квартире не мог никто.
Конечно, достоверность этой информации вызывает сомнения, но то что такие мысли могли возникнуть, уже повод для размышлений.
Еще один интересный момент. Хотя публикации о Шаумяне в позднем СССР представляют его, как идеолога марксизма-ленинизма в Закавказье. Ведшего борьбу на идеологическом фронте. БСЭ подчеркивает в заглавном абзаце его образование:
Деятель Коммунистической партии, один из руководителей революционного движения на Кавказе, журналист, литературный критик. Член Коммунистической партии с 1900.
Из более ранних публикаций, мы узнаем, что он вовсе не был голубем мира.
А ведь это была стезя Сталина. Он был главным "революционным бандитом" Закавказья.
Напомню, упомянутый выше Камо, в 1922 году, "случайно" попал под грузовик, когда ехал на велосипеде по Тифлису.
Микоян и Шаумян
Анастас Микоян был почти на 20 лет моложе Шаумяна, практически ровесником его старшего сына, но не смотря на это, быстро стал его доверенным лицом в Баку.
Шаумяна я раньше никогда не видел, но много слышал о нем и от Шавердяна, и от других старых большевиков. Я знал, что Степан – один из наших признанных большевистских лидеров, пользующийся безграничным доверием Ленина. Знал я также и то, что Шаумян стал на революционный путь еще в юные годы, когда учился в Тифлисском реальном училище.
Анастас с молодости умел угодить "старшим", даже стал стричься и носить бородку "под Шаумяна".
Как-то в мае 1917 г. меня пригласил к себе домой Шаумян. Жил он тогда на окраине города, в домике, который стоял на самом склоне горы. Тут я впервые увидел жену и детей Степана: у него было трое сыновей и одна дочь.
Шаумян и его семья очень тепло, по-дружески встретили меня. Он как-то сразу проявил ко мне доверие и расположение.
Между первой цитатой и второй всего пара месяцев, но они показывают, как быстро Микоян входил в близкий круг Шаумяна.
А уж после мартовской, 1918 года, резни в мусульманских кварталах. В которой Микоян (как бывший дашнак и большевик) принимал активнейшее участие, Анастас завоевал окончательное доверие Шаумяна.
Я об этом периоде уже писал, поэтому не буду останавливаться.
Здесь важно, что Микоян, хотя никогда так и не стал другом Шаумяна, был одним из самых доверенных людей Председателя Бакинского Совета народных депутатов.
В уличных мартовских боях я был ранен и находился в военном госпитале. Шаумяну стало известно, что скоро я выхожу из госпиталя, но у меня по-прежнему нет квартиры. Он буквально потребовал, чтобы я поселился в его новой квартире, и я долгое время жил у Шаумяна фактически как член его семьи. Это дало мне возможность часто общаться с Шаумяном и с людьми, которые приходили к нему. В результате я оказался в курсе многих партийных и государственных дел, что, несомненно, способствовало моему политическому росту.
На тот момент Микояну было 23 года.
26 бакинских комиссаров
Давайте немного отвлечемся от нити повествования и попробуем порассуждать, кем были бакинские комиссары для Москвы.
- Во-первых, вспомним, что 29 ноября 1917 года, Сталин стал четвертым членом Бюро ЦК РСДРП(б), присоединившись к руководящему триумвирату Ленина, Троцкого и Свердлова;
- во-вторых, не забудем, что бакинские комиссары были достаточно сплоченной политико-хозяйственной группой руководителей, прошедших горнило революционной борьбы на земле. Намного более сплоченной и интернациональной, чем московский Совет Народных Комиссаров;
- в-третьих, у "бакинцев" были разногласия с "центром", не смотря на то, что Шаумян действовал, согласуясь с телеграммами из Москвы.
- в-четвертых, за ними тянулся шлейф мартовских погромов, на волне которых, они пришли к власти.
- в-пятых, у них было столько компромата на Москву, начиная от призыва Ленина сжечь Баку перед наступлением англичан, до финансирования беспорядков в городе. А главное, они знали куда ушли миллиарды реквизированные у бакинских миллионеров, что пускать их в Российскую Федерацию было опасно.
Поэтому, на мой взгляд, нет никакого сомнения, что бакинских комиссаров умышленно подставили. К чему была лишняя головная боль?
Я об этом тоже писал:
Почему тела Шаумяна не оказалось в захоронении 26-ти
Знаете, что меня удивило, когда я читал мемуары Микояна? Что когда пароход с комиссарами причалил к берегам Туркмении, арестовано было 30 человек. В том числе, люди не являвшиеся собственно комиссарами.
Например, матрос Берг, служащий Богданов, журналист Борьян, делопроизводитель Мишне... все они были расстреляны в числе 26-ти.
Однако из этой тридцатки отпускают Микояна, на тот момент комиссара Третьей бригады Красной армии, и двух сыновей Шаумяна, которые уже активно участвовали в революционном движении.
Из воспоминаний Микояна:
Шаумян подошел к Сурику и Леве, положил им руки на плечи и сказал: «Вам надо вместе с Анастасом добраться до Астрахани, а затем в Москву, к Ленину. Передайте маме, – сказал он, – чтобы она не волновалась. Скоро мы будем вместе».
Мы стали тепло, по-братски прощаться. В те минуты мы не сомневались, что всех нас освободят, и нам в голову даже не могла прийти мысль, что на следующий день наших товарищей уже не будет в живых.
Можем ли мы предположить, что комиссаров сдавал не только Микоян, но и Шаумян, получивший также возможность избежать расстрела?
Учитывая близость этих двух товарищей, и личных отношений Степана Шаумяна с Лениным, вполне возможно. Много фактов укладывается в эту версию.
По крайней мере, слухи, что Шаумяна видели после этого в Индии, в Баку были всегда.
Более того, сам Микоян пишет, что еще находясь в красноводской тюрьме, он слышал, что комиссаров отвезли в том направлении.
Примерно через неделю один новый арестованный сообщил о слухе, будто арестованные бакинские комиссары переданы английскому командованию, которое переправило их в Индию. Мы ломали головы над тем, что лучше: суд в Ашхабаде, грозящий смертным приговором, или отправка в Индию? Нам казалось, что отправка в Индию лучше, ибо выигрывалось время для их обмена.
Ну и так, интересная деталь. Единственная внучка Шаумяна, дочь среднего сына, стала специалистом по Индии. Интересное совпадение, не правда ли?
Перезахоронение
В сентябре 1920 года, останки бакинских комиссаров были найдены в Туркмении и захоронены в Баку.
Не понятно, как происходило опознание, ведь прошло два года, но каждому телу была прикреплена соответствующая бирка.
26 гробов были закопаны на одной из центральных площадей города в присутствии родных и близких. В том числе, жены и детей Шаумяна.
Старший был одним из руководителей перезахоронения. Ездил в составе комиссии в Туркмению.
В 1925 году на площади Свободы был возведён «Памятник на могиле 26 комиссаров в Баку», работы скульптора Е. Трипольской.
Когда в 2009 году, в ходе реконструкции этой части города, было принято решение о перезахоронении комиссаров на городском кладбище, то обнаружились останки всего 23 человек.
Не было тела:
- самого Шаумяна;
- дашнака Амирова, который привел комиссаров на пароход "Туркмен", хотя они планировали побег на другом судне;
- коменданта Баку Авакяна, бывшего начальника гарнизона города и секретаря Исполкома Бакинского совета, фактически начальника охраны Шаумяна.
Неожиданное открытие было столь шокирующим, что решили провести экспертизу останков.
В течение трех дней, с 24 по 26 января сего года, указанные останки 23 тел изучали высококвалифицированные специалисты. Я имею в виду большую бригаду экспертов судебно-медицинской экспертизы министерства здравоохранения и объединения патологоанатомии. В результате кропотливой работы был определен возраст этих 23 лиц. Так, было установлено, что их возраст от 20 до 50 лет, на телах обнаружены пулевые ранения в области груди и головы, произведенные из двух видов огнестрельного оружия. Все эти факты свидетельствуют о том, что речь идет о расстрелянных бакинских комиссарах.
Эксперты разделили все тела на три возрастные категории: 11 тел принадлежали лицам от 20 до 29 лет, столько же лиц были в возрасте от 30 до 39 лет, а также один человек в возрасте 40-49 лет. И мы выяснили по имеющимся у нас данным личности отсутствующих лиц среди найденных трупов. Было известно, что к последней возрастной категории (40-49 лет) принадлежали трое из 26-ти. Это Степан Шаумян (40 лет), Мешади Азизбеков (42 года) и Татевос Амирян (45 лет). После проведенной анатомической экспертизы выяснилось, что останки тела принадлежат М.Азизбекову. Итак, среди найденных тел отсутствуют тела Шаумяна, Амиряна и Авакяна.
Впрочем, внучка Шаумяна не согласна с тем, что Шаумян не был захоронен в Баку.
Выводы делайте сами.
Мне кажется все-таки, что Степан Шаумян избежал смерти в песках Туркмении. Аргументы внучки слишком слабы, а факты слишком красиво укладываются в единую версию.