Найти тему
Советское Кино

«Полеты во сне и наяву»

Советский фильм «Полеты во сне и наяву» вышел на экраны в 1983 году. Режиссер картины Р. Балаян и сценарист В. Мережко сняли трагикомический фильм, отражающий безысходность и серые будни советских граждан.

Картину снимали на протяжении двух лет. Сюжет рассказывал о психологических мучениях рядового советского сотрудника архитектурного бюро, которому надоело влачить ту жизнь, которую он ведет. С женой скучно, любовница не блещет умом, сотрудники представляются закомплексованными рабами со своими «скелетами в шкафу».

Все серо, уныло и бесперспективно. Главного героя мучает действительность, она превращается для него в подобие бреди и он уже не понимает — когда ему что-то снится, а когда происходит в реальности. Герой срывается, начинает пить, уходит из семьи и с работы в отпуск за свой счет, начинает мотаться по окрестностям, выяснять смысл жизни.

Картина была бы совершенно невостребованной зрителем, если бы не талантливейшая актерская работа О. Янковского. Практически весть фильм построен на нем и около него. Но и остальной актерский состав довольно колоритный: Л. Гурченко, О. Табаков, Л. Иванова, Л. Зорина, Е. Костина, О. Меньшиков, Л. Руднева, А. Адабашьян, Н. Михалков, Е. Михайлова, А. Одинокова, С. Иванов, В. Панарин.

Мережко писал образ главного героя и его метания по своим собственным воспоминаниям и воспоминаниям режиссера картины. Прототипом главного героя стал старший брат сценариста, очень похожий на героя Янковского.

Изображение со страницы https://pulse.mail.ru/article/polyoty-vo-sne-i-nayavu-kto-dolzhen-byl-sygrat-personazha-yankovskogo-i-chto-za-inostrannaya-aktrisa-mogla-byt-vmesto-gurchenko-6196422303738802843-8291347825439904785/?qid=5d20a1935aee01a7
Изображение со страницы https://pulse.mail.ru/article/polyoty-vo-sne-i-nayavu-kto-dolzhen-byl-sygrat-personazha-yankovskogo-i-chto-za-inostrannaya-aktrisa-mogla-byt-vmesto-gurchenko-6196422303738802843-8291347825439904785/?qid=5d20a1935aee01a7

Проб актеров не было. Режиссер со сценаристом сразу писали образы под конкретных артистов.

При этом режиссер до последнего не хотел брать в картину Н. Михалкова, хоть они и дружили. Просто он считал что Михалков слишком заметный актер и перетянет внимание зрителей на себя.

Янковского пригласили сниматься в картине исходя из его ярких работ в довольно будничных фильмах: «Мы, нижеподписавшиеся», «Влюблен по собственному желанию». Актер не собирался сниматься в картине, о чем и поставил в известность Балаяна. У Янковского было много работы в театре и кино, он одновременно снимался в нескольких картинах, и участие еще в одной у него не вызывало энтузиазма. Уговорил его Михалков, с которым они в то время снимались в «Собаке Баскервилей».

Роль жены главного героя исполнила жена Янковского в жизни. Это единственная работа в кино Л. Зориной. Она всегда работала только в театре.

С Табаковым у режиссера были давнишние творческие отношения и актер сразу согласился на предложенную роль. Самому актеру роль далась физически сложно, потому что каждый день со съемочной площадки он уезжал работать в театре. Поэтому Табаков все свободные от съемок минуты просто спал.

Гурченко порекомендовал Михалков, при этом режиссеру пришлось дополнительно поработать с актрисой, которая не хотела играть образ советской несчастной женщины, а пыталась сыграть королеву.

Адабашьян вообще попал на съемки случайно. Он шел мимо к своему приятелю Михалкову и просто поучаствовал в нескольких сценах.

Персонаж Меньшикова был изначально прописан не заметным, но режиссер так любил творчество начинающего актера, что расширил рамки работы.

На роль любовницы главного героя взяли никому не известную десятиклассницу Е. Костину. Ее порекомендовала дочь Л. Ивановой. Девушку некоторое время «клевали» маститые коллеги, потому что она постоянно стеснялась и тяжело работала в кадре.

Фильм снимали во Владимире, поселке Мостострой на берегу Клязьмы и в Сочи.

Музыку писал композитор В. Храпачев. Режиссер поставил перед ним задачу написать так, чтобы похоже было на произведения Нино Рота.

Во время съемок картины режиссер позволял актерам много импровизировать, поэтому фильм вышел интереснее, чем был написан сценарий.

С тарзанки прыгал не Янковский, а один из техников съемочной группы. Наняли каскадера, но он наотрез отказался прыгать так, как нужно было режиссеру из-за риска сломать ноги.

Во время съемки актеры серьезно не досыпали и по началу голодали. Время было застойное и во Владимире трудно было найти приличную еду. Благодаря Михалкову и его связям актеров пустили обедать в обкомовскую столовую.

От первоначального сценария, где герой периодически летал на самодельных крыльях, которые сам же и сделал, пришлось отказаться. Это было слишком рискованно. Также в финале главный герой должен был разбиться насмерть, что не понравилось режиссеру. Поэтому финальной сценой стал бег Янковского по полям в окружении велосипедистов из местной деревни. Именно такую сцену увидел режиссер, объезжая окрестности Владимира в поисках натуры.

Картину тяжело встретила цензура и критика и фильм пытались не выпустить в прокат, тем не менее картина вышла и попала еще и на внеконкурсный показ на Канский фестиваль и неделю советского кино в Нью-Йорке. А советские зрители навсегда полюбили Янковского и музыку из картины.