Найти тему

Попытка спасти или паранойя? Когда надо отпустить больного близкого

Это письмо нам прислала постоянная читательница. Оно поднимает сложную тему, но мы предлагаем обсудить ее вместе. Когда спасение близкого от тяжелой болезни переходит в навязчивую идею у спасателя, хотя он знает, что вылечить не получится? Нужно ли бороться до последней секунды или лучше отпустить? Обеспечить достойный уход, но не в ущерб собственной жизни?

"Вы много рассказываете об уходе за тяжелобольными пожилыми людьми. Я всегда считала, что деменция у близкого - это крест для семьи. И, конечно, чем бы он ни болел, нужно сделать все возможное, чтобы облегчить страдания, помочь. Но ведь порой это стремление спасти разрушает жизнь спасателя.

У меня есть знакомая, назовем ее Анной. Молодая женщина, ей сейчас 44. Уже восемь лет ее мама болеет деменцией, болезнью Альцгеймера. Из них шесть лет в тяжелой форме. Мама ее, Антонина, моя хорошая подруга. Дочь всегда была привязана к ней, единственный ребенок, росла без отца. Прекрасная дочь, посмотреть со стороны - каждый, наверное, подумает, что хочет такую же опору и поддержку в старости.

Началось все с того, что Антонина упала зимой и сломала шейку бедра. Я удивилась тогда, потому что она была совсем не старая, чуть больше 70. Сделали сложную операцию, заменили сустав на хороший протез. Но после операции умственные способности резко ухудшились. Аня взяла кредит, чтобы отправить маму в дорогой реабилитационный центр. И не поверите, Антонина начала ходить с ходунками на колесах. Но болезнь брала свое, буквально за год Тоня сдала так, что перестала узнавать кого-либо. Памперсы, инвалидная коляска, постоянные сиделки.

-2

Аня - редактор в издательстве. Умная девочка всегда была, закончила хороший вуз, защитила диссертацию. Только вот свою семью не создала. И вот мать теперь заменила ей ребенка. Она, по сути, стала младенцем весом в 80 килограммов, с которым надо гулять, которого надо мыть, кормить с ложки.

Работу Аня не бросала долго. Но ей не хватало на сиделку. Брала долги. Два раза я давала ей, сколько могла. А потом Анна воспользовалась своими литературными способностями и стала вести в соцсетях страницу для сбора помощи маме. Каждый месяц она собирает на сиделку, на новый курс реабилитации, массажа на дому. Отчитывается. Собирает на памперсы. Ищет волонтеров, которые отвезут ее маму в бассейн.

Выкладывает ее фотографии, называет пирожочком, зайчиком, довольным пончиком. "Вот мы покушали, вот мы после бани, пирожочек сегодня не очень доволен с утра, но уговорила помыться, вот мы собираемся на прогулку". Дочерняя любовь - это прекрасно. Но читая Аннины соцсети, у меня постоянно ощущение какой-то болезненности этой заботы. Как будто молодая женщина заменила себе собственную жизнь борьбой за больную деменцией маму. Она тратит на нее вообще все свои деньги. Она не уезжает отдыхать. Она с ней все выходные. И больше всего боится потерять маму. Мне страшно, что будет с Анной, если мама умрет.

-3

Анна тут получила результаты анализов и как триумфатор писала, какая мама молодец, какие у нее прекрасные показатели. Потом описывала, что мама герой, потому что съела банан просто так, не измельченный в блендере. Я как-то спросила, осознает ли она, что маму не вылечить. И Анна сказала, что да, конечно, но я вижу, что она совсем не готова принять эту ситуацию и отпустить маму. Говорю: "Аннушка, положи маму на неделю в пансионат, а сама поезжай на дачу, я буду навещать. Или пусть сиделка поживет!" Как она возмущалась! Маму? В пансионат? Отдыхать? На дачу без нее?

Много думала, где проходит грань разумного. Когда надо остановиться, не таскать человека плавать, не надрываться, держа маму в положении стоя, не делая из лечения и ухода проект , борьбу всей своей жизни. Ведь ее собственная жизнь проходит мимо. Что будет, когда мамы не станет, а она останется у разбитого корыта - ни семьи, ни детей, ни работы полноценной (Аня ушла на полставки, чтобы больше быть с мамой). Мне кажется, лучшим решением был бы поход к психологу. Как-то очень деликатно попробовала поговорить с Аней, когда навещала Антонину, но она на все только ответила: "Я должна бросить свою мать? Я просто делаю все, чтобы она была счастлива и дожила свои годы достойно".

А как вы думаете, где заканчивается милосердие и забота о родителях и начинается борьба за жизнь в любом состоянии?

Сеть частных пансионатов "Забота и уход" в Подмосковье возьмет на себя уход и реабилитацию пожилых людей, в том числе, уход за пациентами с деменцией и болезнью Альцгеймера. +7 (495) 744-34-61