Даже если вы не являетесь евреем и не знакомы с жизненным укладом и религиозными традициями этого народа, то наверняка, хотя бы краем уха, слышали про Шаббат. Как правило, Шаббат ассоциируется у людей непосвященных с выходным субботним днем, когда работать не просто не нужно, а категорически возбраняется. Вот он, казалось бы, идеальный выходной – живи да радуйся!
Вот только Шаббат – не просто суббота, а день, который все евреи посвящают Богу. Недаром в библейской книге Исход есть такая заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему… Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его». Так что Шаббат – событие, носящее исключительно религиозный характер и имеющее очень древнюю историю.
Само слово «Шаббат» переводится как «суббота» и восходит к древнееврейскому корню שבת, который означает «отдыхать» или «покоиться». Поэтому для иудеев этот день, действительно, является своеобразным отдыхом, но лишь от повседневной работы и рутины, а все свободное время они посвящают Богу и общению с близкими. Вообще правило соблюдения Шаббата взялось не из воздуха: оно является одной из 10 заповедей, полученных Моисеем от Бога на горе Синай, и относится к наиболее строгим религиозным законам иудаизма.
К сожалению, сегодня не существует каких-либо документальных доказательств того, как именно соблюдался Шаббат в древние времена, однако уже с 11 века до н. э. иудейские пророки в священных писаниях отмечали важность этой традиции и суровость наказания за ее несоблюдение. Традиции Шаббата, как, впрочем, и обряд обрезания, уже в те далекие времена считались наиболее важными факторами самоопределения евреев и осязаемым подтверждением их близости к Богу. Несоблюдение же традиций Шаббата означало, ни много, ни мало, предательство всего еврейского народа, и каралось самым жесточайшим образом – смертью.
Однако тут надо отметить, что в еврейских текстах фигурирует всего один рассказ о том, как человек был казнен за то, что собирал в субботу дрова. Поэтому велика вероятность того, что распространение подобной теории является своего рода устрашением – мол, чтобы никому не повадно было нарушать древние заповеди. К тому же, с точки зрения современного еврейского законодательства смертная казнь за нарушение Шаббата невозможна хотя бы потому, что сегодня не существует такой инстанции, способной вынести подобный приговор.
Раньше этими делами заведовал Синедрион - Великое собрание законоучителей, заседавших в Иерусалимском храме, который, к слову, был разрушен римлянами еще в 70 году н. э. Да и сам Синедрион прекратил свое существование в 425 году по приказу императора Феодосия II.
С течением времени и привнесением в основные законы иудаизма новых веяний, евреи пришли к выводу, что соблюдение Шаббата – не просто одна из 10 заповедей, а основополагающая, которая, по сути, включает в себя и все остальные. В Талмуде так и записано: «Всякий соблюдающий Шаббат как будто соблюдает все заповеди Торы, а нарушающий Шаббат нарушает все ее заповеди».
Почему так? Да хотя бы потому, что все иудейские заповеди так или иначе связаны либо с любовью к Богу, либо с любовью к своему ближнему. А соблюдение Шаббата, как мы выяснили, является отличной возможностью совместить и то, и другое: и отдать дань уважения и признательности Всевышнему, и проявить любовь к своим родным и близким. Как всегда, все очень удобно придумано!
Но давайте все же разберемся, чем евреям можно заниматься в Шаббат, а чем нельзя. Вообще, логичнее всего в данном вопросе обратиться к первоисточнику, то есть к тексту заповеди, однако особой ясности он не вносит, поскольку говорит: «Не делай никакого дела». Вероятно, речь идет о работе, но тогда, о какой именно работе идет речь: о сидении в офисе у монитора или строительство здания? Тоже, знаете ли, вопрос на миллион! К счастью, в один прекрасный для всех иудеев день появился список из 39 млахот, то есть видов работ, который затрагивал практически все сферы человеческой жизни.
Конечно, многие из указанных в нем профессий сегодня уже потеряли свою актуальность, однако у иудеев, живших в первые века новой эры, появилась хотя бы какая-то конкретика. Так, к примеру, во время Шаббата евреям запрещалось заниматься посевами, пахотой, стрижкой шерсти, прядением, вымешиванием теста, строительством домов, разжиганием огня и, соответственно, его тушением и так далее.
Современный же список «запрещенных» в Шаббат дел, по понятным причинам, кардинально отличается от ранее существовавшего, и содержит в себе такие «субботние» запреты, как включение или выключение электричества, использование телефона, стирку, рисование, уход за садом или огородом, готовку и так далее. Кроме этого, запрещены занятия, которые, вроде как, «не соответствуют духу субботы»: к примеру, катание на коньках или игра в футбол. А вот занятие сексом, как ни странно, не относится к запретам во время Шаббата.
К сожалению, большая часть из вышеперечисленных запретов, с которыми во время Шаббата сталкиваются евреи, накладывают определенные ограничения на их повседневную жизнь. Так, к примеру, использование лифта само по себе не является нарушением правил Шаббата, а вот нажатие кнопки, то есть, привидение в движение определенный механизм, является.
Поэтому во многих домах Израиля существует так называемый «субботний лифт», который ездит само себе, останавливаясь на каждом из этажей. Примерно та же схема работает и при использовании холодильников. С определенного момента на некоторых моделях появилась функция «субботнего режима»: кнопка, отключающая все лампочки и датчики, которые обычно загораются при открывании двери.
Более того, с определенного момента в современном еврейском обществе появилось движение под названием «реформированный иудаизм», участники которого выступают за смягчение некоторых ограничений, связанных с Шаббатом. Так, к примеру, они уже добились разрешения в субботу ездить на автомобиле, а также заниматься творчеством – рисованием или, скажем, шитьем, что, к слову, уже немало.
А является ли Шаббат праздником? Раз уж этот день столь много значит для всех иудеев, можно ли считать его полноценным торжеством? В принципе, можно, поскольку идея, что Шаббат – праздник, появилась достаточно давно, да и в целом этот день сопряжен с целым рядом традиций и ритуалов, свойственных в большей мере различным торжествам. Так, согласно еврейской традиции, день сменяется следующим не в полночь, а с заходом солнца. В пятницу люди уходят с работы пораньше, наводят порядок в своих домах и готовят субботнюю еду.
Стол накрывают нарядной скатертью, обязательно кладут на него две халы (еврейский праздничный хлеб), ставят особые красивые бокалы с вином, над которыми позже будут читаться благословения. А за 18 минут до захода солнца женщины зажигают субботние свечи, после чего читают субботнюю молитву и поют специальную богослужебную песнь. Затем все присутствующие в доме собираются вокруг стола и произносят субботнее благословение над вином и халами.
И только после всех этих ритуалом начинается вечерняя трапеза, главным блюдом которой по праву считается гефилте фиш или фаршированная рыба. Это блюдо является своеобразной иллюстрацией того, как люди соприкасаются с раем, из которого когда-то были изгнаны и в который вернутся с приходом Мессии. А, вернувшись, они будут есть тушу морского чудовища Левиафана, которую, собственно, и символизирует рыба - гефилте фиш.
Праздничная же суббота для всех евреев начинается с общей молитвы и благословения в синагоге, затем следует обед, на котором принято есть чолнт - жаркое из мяса, овощей, крупы и фасоли, приготовленное накануне, ну а после евреи проводят время с родными и близкими. Завершается Шаббат через час после захода солнца ритуалом «Авдала» («Отделение субботы от будней»), во время которого женщины вновь зажигают свечи, а мужчины читают благословение над бокалом вина.
У евреев есть предание, согласно которому в субботу Бог дает каждому иудею дополнительную душу, а после субботы – забирает ее обратно. И для того, чтобы как-то смягчить горечь потери дополнительной душой, на исходе субботы у евреев принято приносить в дом успокаивающие благовония.
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, короткие видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!