Найти в Дзене
книжный енот

Джулия Оцука «Пловцы» - книга как медитация

Их объединяет бассейн. Они разных возрастов, социальных слоев, у них есть карьеры, дети, друзья, партнеры, кошки, собаки, ссоры и боль, счастье и любовь, болезни и проблемы. Но все это — вне бассейна. В бассейне же они - особое сообщество, которое, словно один организм, день за днем плывет по дорожкам, отталкивается, вновь плывет. Однако однажды они замечают трещину на дне бассейна. Как она появилась, почему она решила объявиться, кем она себя возомнила, эта трещина? Пловцы в панике, ведь эта трещина может стать символом раскола.
Никто из нас, конечно, не хочет попробовать нырнуть вниз и потрогать ее. «Я боюсь», — говорит один. А другой: «Мне кажется, меня стошнит». Кто-то добавляет: «Лучше бы я никогда ее не видел. Теперь уже ничто не будет прежним». И у каждого есть вопросы: это временная трещина или постоянная? Незначительная или основательная? Злокачественная или доброкачественная? Или — профессор этики Джеймс со второй дорожки — морально нейтральная? Откуда она взялась? Насколько

Их объединяет бассейн. Они разных возрастов, социальных слоев, у них есть карьеры, дети, друзья, партнеры, кошки, собаки, ссоры и боль, счастье и любовь, болезни и проблемы. Но все это — вне бассейна. В бассейне же они - особое сообщество, которое, словно один организм, день за днем плывет по дорожкам, отталкивается, вновь плывет.

Однако однажды они замечают трещину на дне бассейна. Как она появилась, почему она решила объявиться, кем она себя возомнила, эта трещина? Пловцы в панике, ведь эта трещина может стать символом раскола.

-2
Никто из нас, конечно, не хочет попробовать нырнуть вниз и потрогать ее. «Я боюсь», — говорит один. А другой: «Мне кажется, меня стошнит». Кто-то добавляет: «Лучше бы я никогда ее не видел. Теперь уже ничто не будет прежним». И у каждого есть вопросы: это временная трещина или постоянная? Незначительная или основательная? Злокачественная или доброкачественная? Или — профессор этики Джеймс со второй дорожки — морально нейтральная? Откуда она взялась? Насколько она глубока? Есть ли что-нибудь под ней? Кто виноват? Можем ли мы обратить время вспять и вернуть все, как прежде? И, самое главное, почему это случилось именно с нами?

Элис все больше теряет связь с реальностью. Она помнит множество мелочей, но не помнит, что уже поела. Помнит любимое блюдо дочери, но забывает ее имя. Ее память утекает, словно вода в прохудившемся бассейне. А ее дочь особенно остро чувствует, как ускользает та, кого она привыкла считать незыблемой, вечной.

Эта книга метафорична и похожа на мантру. Отстраненный голос, повторяющий слова, медитативно перечисляющий. Даже если сердце разрывается, то голос рядом, монотонно бубнит. Он забирается в душу и мысли, он философски исследует боль, болезнь и потерю, моменты счастья и жизни.

И этот голос, эта необычная манера рассказа меня словно заколдовали. Я впала в меланхоличное настроение, мои чувства вне книги будто бы притупились, а я все не могла оторваться от чтения.

На первый взгляд кажется, что первая часть про бассейн и вторая часть про Элис никак не связаны. Будто бы автор запихнула в одну книгу сразу две повести. Но бассейн из первой части легко превращается в метафору самой жизни — мы день за днем плаваем туда-сюда, а одна маленькая трещина может разрушить всё. Маленькая трещина на дне бассейна — маленькая неполадка в мозгу, из-за которой неожиданно забыл, как застегивать блузку.

В вашем недуге нет «смысла» или «высшей цели». Это не «дар», не «испытание» и не возможность для личностного роста и трансформации. Это не исцелит вашу озлобленную, израненную душу и не сделает вас более добрым, сострадательным человеком, который не будет судить других. Это не облагородит ваших платных сиделок («Она святая») и не обогатит жизнь ваших близких, которые всегда любили и обожали вас. Это просто заставит их грустить. Это также не приблизит вас к богу и не освободит от прежних мелких забот. Если вы беспокоились о своем весе раньше, вы будете беспокоиться о своем весе и сейчас («Я все еще слишком толстый», — будете говорить вы). Все это лишь приблизит вас к неизбежному концу.

Вторая часть рассказана от лица дочери-писательницы, задающей себе столько вопросов «А что, если». Ее проживание травмы, признание болезни матери, новый взгляд на отца — я чувствовала, будто оказалась прямо в ее голове, в растущем, но отстраненном хаусе ее мыслей.

Очень поэтичный, философский и чарующий текст, который оставил меня под большим впечатлением.

Проходите, располагайтесь, Книжный Енот вам всегда будет рад и расскажет о самых уютных, захватывающих и интересных книгах.