На первом этапе (в 2020-2021 годах) речь велась о строительстве водородопроводов и использовании имеющейся системы газопроводов для доставки "зелёного" водорода. Водород предполагалось использовать в качестве самостоятельного энергоносителя (в первую очередь для производства электроэнергии и на автотранспорте). Но строительство водородопроводов буксовало. Впрочем, почему "буксовало"? Буксует.
На втором этапе, во время которого мы имеем счастье проживать в данный момент, упор начинает делаться на продукты, которые можно получить из водорода — "зелёный" аммиак, метанол и углеводороды (с применением СО2 в производственном цикле). То есть получаем электричество из возобновляемых источников, направляем его на электролизеры, чтобы извлечь из воды водород, потом используем этот водород для производства, к примеру, судового топлива, заправляем кораблик, плывём, радуемся.
Чистый "зелёный" водород предлагается использовать на промышленных предприятиях в производственных процессах, в которых уже участвует водород, получаемый традиционным путём (из природного газа и угля).
К началу 2022 года (более свежей статистики я не видел) около 47% водорода получали из природного газа, 27% — из угля, 22% — в качестве побочного продукта при переработке нефти, 4% — путём электролиза.
На третьем этапе кто-то должен будет поднять руку и спросить: "А нам точно во всех этих схемах нужен "зелёный" водород?"
Водородная риторика меняется
10 ноября 202310 ноя 2023
105
1 мин
5