Врождённая интеллигентность, воспитанность, элегантность, деликатность и честность – так, на мой взгляд, можно охарактеризовать этого актёра. И роли у Игоря Васильева были такими же.
Родина – Прекрасное
Игорь родился в семье архитектора 1930-х годов Алексея Васильева.
Воспитывался мальчик в соответствующей среде. Дома царил культ Прекрасного. Увлечённые искусством, родители прививали такую же любовь и сыну. В квартире было много картин, изящных штучек, и главное, – библиотека художественной литературы.
Игорь рано научился читать и читал не только детские книжки. Рядом были родители, которые многое подсказывали и объясняли.
Мальчик рос нелюдимым и застенчивым, вместо общения со сверстниками и игр на улице предпочитал читать. Ведь книга даёт гораздо больше, а уж развиваемое ею воображение уводит в любой мир и помогает прожить любую жизнь: и придуманную, и реальную.
Чтение, а также регулярные походы в театр с родителями, предопределили выбор профессии Игоря. Он решил стать актёром. Стать тем, кто сможет быть героем прочтённых им книг.
Актёр
В школу-студию МХАТа Васильев поступил без проблем. Старательный и красивый студент обратил на себя внимание преподавателей, а после выпуска ни секунды не оставался без работы. В 1961 году молодого актёра с удовольствием пригласили в труппу МХАТа.
Игорю, правда, не повезло с обстановкой в театре. Начало 1960-х во МХАТе – время всеобщих склок, ссор и разборок. Стоило, наверное, немало труда, чтобы остаться от этого в стороне, но Васильев остался.
В 1963 году группа молодых актёров МХАТа подалась в новый театр «Современник». Вместе с ними отправился и Игорь. Он очень сдружился с Олегом Ефремовым.
После семи лет в «Современнике» Васильев, опять же вместе с Ефремовым, вернулся в МХАТ, которому отдал 37 лет актёрской карьеры.
А она была яркой. Как известный актёр Васильев утвердился гораздо раньше на сцене, чем появился на экране. Его роли Свидригайлова в «Преступлении и наказании», Глумова в пьесе «На всякого мудреца довольно простоты», Зилова в «Утиной охоте», Баскина в «Новом американце» до сих пор считаются классикой актёрской игры.
На сцене Васильев непросто играл. Он проживал жизни своих персонажей настолько полно, что зрители ему верили безоговорочно, и ходили в театр именно на него. К тому же актёру обычно доставались роли положительных героев. Ну как зрительницам не влюбиться в такого актёра – интеллигентного, харизматичного и мужественного?
Вариант «Омега»
На киноэкране Васильев впервые появился в 1963 году. Эпизодический Сенечка в фильме «Город – одна улица» стал дебютом. Потом были столь же мимолётные «Строится мост» и «Не самый удачный день».
Была и главная роль в фильме «Инженер Прончатов», где актёр много взял из опыта общения с отцом-архитектором. Во многом он его и сыграл, правда, на иной лад, в соответствии со временем.
Но по-настоящему знаменитым Игорь Васильев стал после фильма «Вариант «Омега» (1975). В фильме было две главные роли – героя Васильева и Олега Даля. Герои вынужденно изображали сотрудничество, между ними развернулась интеллектуальная дуэль. Актёрская связка и без того оттенила качества Васильева. Его герой получился настоящим немцем – до восхищения педантичным, чётким, разумным и как, ни странно, по-своему благородным.
Роль прекрасно вписалась во внутренний мир актёра и далась легко.
Васильева стали узнавать по лицу. Неудивительно, что следующей его заметной ролью стала роль профессора Керна из экранизации почти одноименного фантастического романа Александра Беляева «Завещание профессора Доуэля». Этому подлому и расчётливому учёному также не откажешь в своеобразной злодейской привлекательности, а также – в смелости и решительности, которой не обладал Доуэль.
К счастью, маска «благородного мерзавца» так и не приросла к актёру. В «Трактире на Пятницкой» Васильев – следователь МУРа Зайцев. Заметьте, бывший дворянин.
На мой взгляд, столь ярких ролей в карьере Игоря Алексеевича уже не было, но он всегда оставался востребованным. И в кино, и в театре. Роли Шлоссера, Керна, Зайцева и даже Прончатова остались в памяти многих зрителей.
Три любви актёра Васильева
Деликатный и немного стеснительный Игорь Васильев никогда не лез в чужую личную жизнь. Поэтому и свою старался сохранить в тайне.
Неудивительно, что имя первой жены – студентки-сокурсницы – даже не известно широкой публике. Брак был мимолётным.
Разговоры о личной жизни Игоря Васильева часто ассоциируются с его браком с актрисой Ириной Мирошниченко. Их совместная жизнь продолжалась всего 5 лет. Что на удивление мало. Для Васильева – брак был вторым, а для Мирошниченко – третьим.
Вроде бы уже взрослые, опытные люди, тем не менее они расстались. В их союзе не было детей, ходили слухи, что он завершился из-за Ирины, которая тогда не желала становиться матерью. К тому же, в период брака с Васильевым у Мирошниченко вспыхнул роман с худруком театра и другом Игоря Олегом Ефремовым, который влюблялся во всех актрис, с которыми репетировал.
«Игорь очень хотел детей, а я постоянно откладывала этот вопрос, все хотела преуспеть в карьере, сняться в очередном фильме, сыграть в очередном спектакле. Время шло, муж расстраивался, а уступить ему и оставить карьеру даже на время я не могла себе позволить. А потом поняла, что надо просто отпустить Игоря создавать новую семью», – вспоминала Ирина Мирошниченко.
Имя третьей и последней жены актёра не афишировалось. Известно только, что Людмила не принадлежала к богеме. С третьей супругой Васильев прожил до самого ухода из жизни. Официальных данных о детях актёра нет.
Смыслом жизни Игоря Васильева стали театр и кино. Он нравился женщинам – привлекательный и талантливый. Сплетни, ссоры, интриги проходили мимо актёра. Зато он всегда озвучивал чёткую и взвешенную позицию.
23 декабря 2007 года на 70-м году жизни Васильева не стало, место захоронения актёра – Троекуровское кладбище столицы.
Делитесь мнением и воспоминаниями о работах актёра в комментариях. Буду благодарна за лайк, если статья понравилась.
Ещё больше интересных материалов о звёздах шоу-бизнеса в моём телеграм-канале Код красоты|Знаменитости.