Найти в Дзене
Значимый Читающий

Коко Шанель. Жизнь, рассказанная ею самой

Противоречивые ощущения после прочтения биографии Габриэль «Коко» Шанель.

Но по порядку.
Читать интересно, увлекательно, язык легок и прост. «История, рассказанная ею самой» делает как будто ближе и сокровеннее рассказ, при котором ты, читатель, присутствуешь. Мысли, чувства, мотивы, взгляды

В книге есть фотографии Шанель: от 26-летней в 1909 году с длинными волосами, уложенными косами, до 86-летней за работой, в узнаваемом твидовом костюме и бижутерии.

Габриэль Шанель, 1909 год
Габриэль Шанель, 1909 год

В конце книги есть раздел «Так говорила Шанель». Читая, я натыкалась на фразы известные, на слуху, но не догадывалась, кто их автор.

«Если вы хотите иметь то, что никогда не имели, вам придется делать то, что никогда не делали».
«Ваше лицо в двадцать дано вам природой; каким оно будет в пятьдесят, зависит от вас».
«У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление».

Особенно проникновенной для меня стала эта:

«Если ты рожден без крыльев, не мешай им расти».

Если собрать в одно предложение о чем эта книга, у меня получится:

О непоколебимой вере в себя, силе духа, настойчивости, принципиальности, трудолюбии, бескомпромиссности, находчивости, таланте, цене, выборах.

Большой путь описан в книге. От монастыря, в котором они жили с сестрой по милости и, считались, по сути, нищими, поскольку никто не платил за пребывание и обучение до мировой известности и признания.

О том, что мне было наиболее интересно:

Прозвище Коко, закрепившееся на всю жизнь, Габриэль Шанель получила, устроившись после монастыря в кафешантан и исполняя песенку "Сосо" (Ку-ка-ре-ку), после чего военные, которые часто посещали заведение и с которыми она водила знакомство, вызывали ее еще и еще.

Знали ли вы почему знаменитые духи именно №5? Не мудрствуя лукаво Шанель выбрала для производства именно пятый флакон из пяти представленных ей разработчиком ароматов. А создателем этого аромата является Эрнест Бо, русский парфюмер, эмигрировавшего во Францию уже в возрасте около 40 лет. Флаконом же Габриэль выбрала обычную емкость для лекарств, только сделав огранку пробки для украшения.

О введении новой моды на небольшие шляпки, свободный крой и укороченный подол. До этого женщины были замурованы в одежду – огромные шляпные конструкции на голове, турнюры (валик, который закрепляли ниже поясница для придания пышных форм), корсеты из китового уса – все это порой делало невозможным передвигаться без посторонней помощи.

-2

Противостояние Шанель мужскому представлению, как должна выглядеть и одеваться женщина. Шанель радела за удобную элегантность.

«Вообще, по какому праву моду женщинам диктуют мужчины? Кто-нибудь из них пытался надеть на себя то, что изобретает, и проходить хоть полдня? Уверяю вас, случись такое, со следующего утра кутюрье выпускали бы на подиум манекенщиц исключительно в пижамах!»

Об обстоятельствах появления нового материала джерси в женской одежде. И почему по мнению Шанель платье всегда, ВСЕГДА должно быть ниже колен.

О меценатстве. Помощь Сергею Дягилеву и его «Русским сезонам», Игорю Стравинскому во время эмиграции, когда около двух лет он жил с семьей на вилле Шанель. Великая княжна Мария Павловна возглавляла ее мастерскую по вышивке.

Странное и, если честно, неприятное послевкусие у меня осталось не после книги, а личностных черт Шанель.

Ее описание других дизайнеров, где присутствуют ее недоумение, возмущение, непонимание, изобилуют уничижительными, я бы даже назвала презрительными эпитетами ─ извращенка, женщина с дурным вкусом; восклицания─ «Ах, какое новшество!». Это о модельере Эльзе Скиапарелли. О Кристиане Диоре же: «В Америке я Великая Мадемуазель, а в своей собственной стране спасибо толком не дождешься. Они готовы рукоплескать Диору за его «новый взгляд», в котором нет ничего нового, кроме глупости».

Упивание собственным величием: «Какая наглость будить меня в восемь часов!» при описании, как к ней пришли с арестом по обвинению в сотрудничестве с немцами во время оккупации. Или «Чертов консул не спешил выдавать мне визу, пришлось на него прикрикнуть. В отместку он вообще отказал в визе моей горничной. Мерзкий паук воспользовался служебным положением, считая, что я уже никто! Я тебе покажу!»

Формулировки о значимости слов, действий, личности, влияния:

«..весь рейс капитан делал вид, что не подозревает о моем присутствии на борту. А теперь разве что только на коленях не стоял, чтобы я вышла к журналистам».

«В те годы, когда появилось маленькое черное платье, я была абсолютной законодательницей моды. Модные журналы писали преимущественно обо мне, любая модель, предложенная мной, даже если она отличалась от предыдущей всего лишь мелкой деталью, становилась сенсацией».

Требовательность, граничащая с жестокостью. Про работу с манекенщицами во время многочасовых примерок.

«…для них мучительно стоять неподвижно, испытывая бесконечные уколы булавками или нажимы моих рук (я часто работаю костяшками пальцев, разглаживая или приминая ткань прямо на теле манекенщицы), им хочется поскорее освободиться и бежать к своим молодым людям. Но мне-то хочется создать идеальную модель! И почему я должна при этом жалеть манекенщиц? …Я не люблю своих манекенщиц? Бывает, очень не люблю, почти презираю. Здесь все: злость на то, что они не могут постоять спокойно, айкают в ответ на уколы, устают или просятся в туалет как раз тогда, когда что-то начинает получаться!»

-3

И знаете, вроде бы не поспоришь: великая, талантливая, во многом (не во всем, т.к. была помощь многих и многих мужчин на ее пути) сделавшая себя сама, целеустремленная. И есть мысли, чтобы выстоять, добиться нужна хватка, наглость, способность менять правила под себя и защищать, стервозность, нетерпимость, ощущение своей значимости и особенности, требование к себе особого отношения. Но всегда ли? Во всем? И вот это послевкусие меня не отпускало на протяжении половины книги.

И, конечно, предлагаю, вам составить свое мнение о личности Шанель и поделиться им. Мне будет очень интересно!

-4