12 ноября исполняется 190 лет со дня рождения композитора Александра Бородина. Продюсер Дмитрий Мильков рассказывает о творческом наследии участника «Могучей кучки», который сделал себе имя не только благодаря музыкальному таланту, но и достижениями на научном поприще.
Его судьба начиналась как лихо закрученный сентиментальный роман из русской жизни первой половины XIX века. Родился в Петербурге от внебрачной связи грузинского князя и русской мещанки. Записан был сыном крепостных и числился, как следствие этого, крепостным собственного отца. Восьми лет от роду от отца своего получил вольную, а также четырехэтажный дом, куда и переехал жить со своей матерью. Образование получил домашнее, но весьма недурное — как пример, знал французский, немецкий, английский, латынь. Чтобы с сомнительным своим происхождением продолжить образование в вузе, был записан купцом третьей гильдии, которым он, конечно же, не был. И все же судьба распорядилась так, что этому юноше, несмотря на непростое начало его биографии, было суждено крепко войти в историю русской культуры.
Александр Бородин рано выучился игре на фортепиано, виолончели и флейте. Уже в девять лет сочинил первое музыкальное произведение — польку «Элен», а в тринадцать — целый концерт для флейты с фортепиано. Однако молодой Бородин увлекался не только музыкой, но и — а может, и в первую очередь — химией и медициной. В результате окончил не консерваторию, а медицинский факультет петербургской Медико-хирургической академии. И хоть и писал во время учебы различные камерные музыкальные сочинения, начал он свою карьеру именно по научной части. Химия и медицина стали для него приоритетом. Как результат — дослужился до доктора медицины, защитил диссертацию, работал в России, Германии, Франции, Италии, Швейцарии, Бельгии. В 1861 году Бородин открыл реакцию серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, дающую в результате галогензамещенные углеводороды; открытие до сих пор носит название «реакция Бородина». В 1862 году он стал профессором Медико-хирургической академии, а в 1864-м возглавил кафедру химии. Да простят меня химики, но сегодня мы в первую очередь вспоминаем о нем как о композиторе.
Список музыкальных сочинений Бородина относительно короток. Три оперы (одна из которых была не окончена), три симфонии (включая также неоконченную), музыкальная картина для оркестра «В Средней Азии», камерные произведения. Бородин совмещал композиторский труд с занятием наукой. Да и сама его жизнь не была особенно длинной. Между тем без Бородина невозможно представить себе русское музыкальное наследие XIX века. Творчество Бородина яркое, самобытное, в полной мере способное соответствовать любому, самому строгому гамбургскому счету при приеме на музыкальный олимп.
«Князь Игорь»
Премьера исторической оперы «Князь Игорь» состоялась в Петербурге, в Мариинском театре, в 1890 году уже после смерти ее автора. Занятый наукой, Бородин писал оперу в течение 19 лет, но так и не дописал, возможно, главное свое сочинение. Александр Глазунов и Николай Римский-Корсаков заканчивали работу над оперой, используя как черновики Бородина, так и воспоминания об услышанном от него. Их вклад в финальную версию «Князя Игоря» огромен, но именно они настояли на исключительном авторстве Бородина.
В основе либретто лежит знаменитый памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», рассказывающий о неудачном походе князя Игоря Святославича против половцев. Автором либретто стал сам Бородин, помогал ему замечательный историк, критик, видный общественный деятель Владимир Стасов.
«Князь Игорь» — бесспорный шедевр русского оперного искусства. Несмотря на свою непростую судьбу, произведение исключительно целостное. Как это нередко бывает, когда речь идет об оперном репертуаре, «Князь Игорь» состоит из набора суперхитов. Их популярность выходит далеко за пределы круга оперных завсегдатаев и знатоков. Послушайте, например, «Половецкие пляски». Ну а уж с хором невольниц «Улетай на крыльях ветра» история и вовсе особая. Кто только не перепел эту мелодию! Список этот, кажется, далеко не закрыт и не исчерпан.
Симфония № 2 («Богатырская»)
В детстве, когда я слышал фамилию Бородина, мне представлялись не мелодии из «Князя Игоря», не портрет кисти Ильи Репина и не бородатые мужчины, а что-то абстрактно могучее. Я был не так уж и неправ. Недаром Александр Порфирьевич был членом русского композиторского кружка «Могучая кучка», а его симфония носит название «Богатырская».
Вторая симфония Бородина — произведение монументальное. Яркое, образное, можно сказать — эпическое. В симфонии немало реплик из славянского фольклора, что делает ее блестящим примером использования этнического компонента в европейской академической музыке XIX века.
Премьера состоялась 2 февраля 1877 года и прошла с невероятным успехом. С тех пор «Богатырская» — бесспорный хит. Причем не только на русской симфонической сцене.
20 ноября Вторая симфония будет исполнена в Петербургской филармонии. Приятного прослушивания тем, кто туда соберется.
Струнный квартет № 2 ре мажор (1881), AB 33
Великолепный струнный квартет написан в 1881 году и посвящен композитором своей жене Екатерине Протопоповой. Наиболее популярна третья часть квартета. Она и правда чудесна. Исключительный мелодизм, удивительная чувственность. Восемь-девять минут чистейшего музыкального наслаждения. Эта часть звучит в заслуживающем внимания анимационном фильме Роджера Аллерса «Маленькая спичка», снятом по одноименному рассказу Г. Х. Андерсена. Смотрите этот фильм вместе с детьми (если они у вас есть), чтобы они привыкали к классической музыке и, полюбив ее, стали счастливее. Отрывок из квартета использовался также в одном из эпизодов медиафраншизы «Звездный путь».
«Для берегов отчизны дальной»
Говоря о камерном наследии Бородина, надо вспомнить о его романсах. Их не так много, менее двух десятков. Многие из них действительно хороши.
Особенно я бы выделил романс «Для берегов отчизны дальной» на стихи Пушкина. Романс написан в 1881 году, и написание его, бесспорно, связано с переживаниями композитором смерти Модеста Мусоргского, его товарища по кружку «Могучая кучка».
Лирический и очень печальный романс Бородина, кажется, весьма скуп на музыкальные эффекты. Однако эта скупость созвучна сдержанному благородству пушкинского текста и служит, можно сказать, украшением романса.
#этонадослышать