Как вы знаете, есть фэнтези героическое, есть тёмное, есть – юмористическое, а есть Николас Имс со своими "Королями Жути". Что будет, если взять мрачность Сапковского, разбавить юмором Пратчетта, а ещё и везде напихать воспоминаний о былых днях в стиле Роберта Говарда? Правильно, фэнтези про пенсионеров. А возможно, что и для…
"— Ты спроси его про осаду Полого Холма!
— Про осаду Полого Холма? — пробормотал Пушок и так широко распахнул глаза, что они стали размером с кругляшки престольных марок, — Погоди, так ведь на Полом Холме... Ой, его ваша банда обороняла?
— Сага, — изумлённо прошептал Конопатый, — Ты из Саги что ли?
— Ну, было дело. Только давно, — сказал Клей, ковыряя узловатый сучок в столешнице".
Собственно завязка произведения такова, что двадцать лет назад они стали буквально суперзвёздами известных земель Грандуаля, а теперь... Один – городской стражник, другой – одинокий маг, третий – король с кучей отпрысков не от него, четвёртый – бродяга, а пятый – вообще каменный столб. Чем могут они поразить читателя, кроме как рассказами о делах минувших? Но какое значение имеет то, кем ты был в прошлом, если мир изменился настолько, что теперь уже никто не рыскает по лесам и горам в поисках чудищ — все молодые наёмники зарабатывают славу на арене, выступая против выведенных в питомниках тварей?
Завязка истории сделана именно в таких тонах: некогда Золотой Гэб – глава великой грандуальской банды наёмников Сага, а сейчас опустившийся старик Гэбриэль появляется на пороге дома Клея Купера – простого стражника с женой, дочкой и спокойной жизнью. Появляется не просто так, а потому что его дочь Роза организовала банду наёмников, наслушавшись рассказов о похождениях отца и его друзей, и оказалась заперта в Кастии – городе, под стены которого пришла Жуткая Орда, ведомая Листопадом – одним из последних оставшихся друинов, местной древней расы, некогда правившей всеми этими землями. И ведь предыдущие разы, когда Гэб пытался собрать друзей для выступлений на арене, оканчивались неудачей, почему сейчас должно быть иначе? Просто, в прошлые разы не было маленькой девочки:
“– Дядя Гэб её спасёт, – пробормотала Талли, закрывая глаза.
Клей замер, надеясь, что она снова уснёт.
Глаза распахнулись.
– Спасёт, правда?
– Конечно, спасёт, солнышко.
– Хорошо, – сказала она, – А ты с ним не уйдёшь?
– Нет, – прошептал он, – Не уйду.
– А если б меня злодеи в западню загнали… где-нибудь далеко-далеко… Ты пошёл бы меня спасать, а пап?”
Вообще "Короли Жути", и сам Имс этого даже не скрывает, это про старых рокеров. Даром, что все наёмнические группы крайне сильно напоминают бойс-, а иногда и гёрлз-бенды. Сама структура Саги напоминает классическую рок-группу с вокалистом, гитаристом, басистом, барабанщиком и магом на спецэффектах. А сам автор романа сопроводил свою книгу добротным плейлистом, прямиком из 70х-80х. Притом, не просто приложил, но и указал, какая песня является темой какой главы.
От такого подхода книга вышла эдаким романом про триумфальное возвращение на сцену, и хотя написана в довольно мрачных тонах современного фентези про героев с "серой моралью", скорее является одой той эпохе, когда накаченные мужики в меховых трусах прорубали двуручным мечом дорогу к трону, а усевшись на него, понимали, что он им нахрен не нужен, и пускались в дальнейшие приключения. И главный злодей романа словно бы сошёл со страниц того самого героического фэнтези, но почему-то оказался в квази-средневековом тёмном мире, который его не может, да и не хочет побеждать. Зато наши герои оказываются единственными реликтами ушедшей эпохи, способными противостоять ему.
А молодая поросль, а что она?
“Ощутив на себе чей-то пристальный взгляд, Клей оглянулся: на него угрюмо пялился смутно-знакомый юнец. Пришлось долго вспоминать, откуда он знает эту рожу.
– Чего ты тут увидел? – спросил Клей беловолосого лидера Орущих Орлов, того самого, с которым Ганелону пришлось разбираться в Дебоше; в память о встрече юнец обзавёлся сломанным носом.
– Легенду, – буркнул парень, жестами поторапливая товарищей.
– В зеркало посмотри, – ответил Клей.
Юнец приободрился и вошёл в портал”.
Что вы сказали? Спойлеры? Ну, а куда без них?
В общем, настоятельно рекомендую к прочтению “Королей Жути”, особенно – под тот плейлист, что предложил сам автор. Когда ещё можно будет совместить забойный рок и фентези в лучших традициях жанра?
Автор: Максим Вишневенко