Найти тему
СПбГУ

В Университет вместе с нейросетью

Сегодня искусственный интеллект (ИИ) помогает учёным, врачам, художникам, сотрудникам транспортных компаний и многим другим специалистам, в числе которых также преподаватели вузов. Как работу последних меняет распространение технологий ИИ, в частности генеративных нейронных сетей, а также как в целом ИИ влияет на высшее образование, какие риски несёт его использование и какие даёт преимущества, выяснили учёные Университета.

В рамках своей работы Андрей Резаев, профессор, руководитель международной исследовательской лаборатории «ТАНДЕМ», и Наталья Трегубова, доцент #СПбГУ (кафедра сравнительной социологии), проанализировали научные публикации отечественных и зарубежных исследователей об использовании генераторов текстов на основе нейросетей в высшем образовании. В результате были предложены области, куда можно гармонично внедрить технологии ИИ, а также сформулированы основные вопросы о его безопасном использовании, ответы на которые нужно будет найти преподавателям, учёным и представителям власти в ближайшем будущем.

Источник: Unsplash
Источник: Unsplash

Есть три направления развития университетов, в которых искусственный интеллект начинает активно использоваться. Во-первых, это аккредитация и лицензирование вузов. В этих процессах ИИ помогает автоматизировать административные задачи и определять научный и образовательный потенциал учебного заведения. Во-вторых, набор и зачисление студентов. Здесь ИИ отвечает на частые вопросы абитуриентов. В-третьих, преподавание и обучение, где ИИ используется для проведения практических занятий, например, по хирургии.

Как пишут учёные в статье, опубликованной в журнале «Высшее образование в России», ещё одно направление, в которое ИИ можно и нужно внедрять, — организация и проведение экзаменов и зачётов. Здесь инструменты генеративного искусственного интеллекта помогут составлять вопросы, проводить опросы и проверять студенческие работы, в том числе выполненные с помощью нейросетей. Преподаватель будет контролировать работу ИИ, готовить данные для обучения модели и выставлять итоговые оценки обучающимся.

Источник: Unsplash
Источник: Unsplash

Исходя из этого, по мнению учёных, участникам сферы образования нужно создавать новые подходы в обучении с учётом развития технологий ИИ, а также пересматривать систему оценивания студентов. В частности, разрабатывать новые критерии для преподавателей, чтобы они могли по ним оценивать обучающихся. Как примеры, которые бы можно было взять за основу, Андрей Резаев и Наталья Трегубова приводят систему оценок в фигурном катании, где есть отдельные баллы за технику исполнения программы и артистизм, и оценок за сочинение с двумя отдельными отметками: за содержание и за грамотность. «Навык использования ИИ-инструментов в процессе, скажем, подготовки дипломной работы может стать новым критерием оценки наряду с проработанностью научной темы или качественным оформлением», — отмечает Наталья Трегубова.