В середине XIX века на великие русские реки приходят колёсные пароходы. Дорог на святой Руси было мало, и качество их вошло в поговорку. Буму железных дорог ещё предстояло свершиться, а потому речной транспорт имел особое значение. Но тут вставала новая проблема – топливо.
Низовья Волги – степные районы. С дровами там не очень – самим не хватает. Таскать их на пароходах дорого, сплавлять плотами – долго и местами сложный фарватер. Вот тут пытливый русский ум и придумал особый тип речных судов, который нигде в мире больше не применялся из-за специфики условий.
Беляна – речное плоскодонное судно на одно плавание. Зимой в верховьях Камы и Волги из сырого несмолёного леса (потому и беляна) собирали корпус – барку длиной в 100–120 метров, шириной до 30. Потом грузили брёвна штабелями с проходами, чтобы была возможность контролировать состояния корабельного дна. Борта наращивались вслед за погрузкой.
Поверх леса настилали палубу и крепили парус из рогожи. Кроме него нехитрые снасти состояли из рулевого весла, якорных воротов и лотов для измерения глубины.
Для экипажа рубили временные избушки и размещали их на палубе.
Для речных судов своего времени беляна обладала огромной грузоподъёмностью – до 10 тысяч тонн.
После спуска вниз по Волге до Царицына или Астрахани беляну разгружали и разбирали. Деловой лес шёл на лесопилки, а низкосортная древесина – на дрова. Рейс для судна был один, потому что поднять его в верх по Волге не могла ни одна сила.
Не транспортное средство, а мечта Греты Тунберг – ни топлива, ни отходов!
Автор: Кирилл Пименов