Где искать вдохновение, когда нужно обновлять меню, и как составлять технологическую карту.
В советские времена готовили, как партия прикажет, потом старались как на западе, а что движет современными шефами? Редакция Restorating узнала у рестораторов и шефов, как, почему и зачем сейчас новые блюда появляются в меню.
На вопросы отвечали
Пролог: Время обновлений
Шефы сошлись во мнении, что новинки вводятся, если возникла идея приготовить определенное блюдо, если нужно ввести какой-то трендовый или специальный продукт. А еще новые рецепты появляются для сезонных спешлов четыре раза в год и ради фестивалей.
Владимир Богожавец, бренд-шеф ресторанов Maroon и Meraki (Москва):
Я всегда ориентируюсь на сезонные продукты и прошу, в первую очередь, делать акцент на них. А далее, конечно же, шефы смотрят на концепцию и на экономическую выгоду блюда для ресторана. У нас нет четкого регламента, но главное правило гласит: если нужно вывести из меню пять блюд, то пять новых позиций должно появиться.
Алексей Медведев, бренд-шеф сети ресторанов «Сыроварня» (Москва):
Любое новое блюдо должно быть в стилистике заведения и не должно «спорить» в разделах с другими блюдами: зачем два одинаковых тартара или карпаччо? Причины создания новых блюд следующие:
- замена (если что-то выводится, то на его место должно прийти новое);
- сезонные спешлы;
- тренды (если появилось блюдо, на которое всеобщий «бум» благодаря соцсетям и другой моде);
- обработка нового продукта (если на рынке появляется качественная новинка, ее нужно использовать).
Фестивали — еще один повод добавить новые блюда в меню. Сложно ли участвовать в них и придумывать целые сеты?
Анастасия Иванова, основательница кафе Will Taste (Москва):
У нас это заложено в финансовую модель. Мы всегда участвуем в различных мероприятиях, ведь это шанс проявить себя.
Роман Зернов, шеф-повар ресторана Moro (Москва):
Подготовить меню для фестиваля несложно, но тут важно не переборщить с количеством листов. Основное и спешл-меню, еще и фестивальное — такой подход может усложнить гостю выбор.
Кирилл Бергер, бренд-шеф ресторана Chin-Chin (Москва):
Часто бывает так, что выбираются самые популярные блюда из меню и адаптируются под формат: уменьшается порция, или подача и скорость отдачи подгоняются под условия фестиваля. Разрабатывать специальный сет с нуля сложно.
Юрий Манчук, бренд-шеф ресторана Charlie (Санкт-Петербург):
Мы собрали календарь событий, и это существенно упрощает задачу. Теперь можем приступать к созданию сетов заранее, оставив больше времени для полета фантазии. Мне всегда интересно разрабатывать блюда для фестивалей с нуля, если условия и время позволяют.
Илья Захаров, бренд-шеф ресторанов «Дельфин и Русалка», «Морской», Brunello, «Баффет», «Мидийка», Pita Street (Сочи), Chateau de Talu (Геленджик):
Для утверждения фестивальное меню проходит такой же цикл, как и перед регулярным обновлением. Необходимы закупка дополнительных ингредиентов, расширение продуктовой матрицы и поиск поставщиков. Поэтому любое отклонение от меню ведет к товарному осадку: как правило, продукты для фестивальных позиций не продаются полностью, их стоимость растет в геометрической прогрессии, а ежегодная цена сета остается одинаковой. Но у фестивалей есть очевидные плюсы: привлечение гостей, экономия на перепечатке меню (в среднем она обходится в 20 000-50 000 руб.) и возможность «подвязать» к событию почти все, что нравится шефу.
Акт I: Откуда брать идеи
Луиджи Маньи, бренд-шеф ресторана Pinch, шеф-повар ресторанов Uilliam’s и Ugolek (Москва):
Вдохновение, в том числе, — это про опыт и знания. Для меня, в большинстве случаев, это что-то врожденное, здесь задействовано так много параметров, вроде семейных ценностей, национальной культуры, образования в сфере питания. Часто я хожу на «охоту» за продуктами, изучаю их: например, собираю грибы с профессиональными грибниками. Готовлю из собранного, конечно, только для семьи, но это расширяет кругозор, и, следовательно, порождает новые идеи.
Ашер Комаев, бренд-шеф ресторанного комплекса D.O.M (Сочи):
На креатив влияют, в первую очередь, сезонность, потом — информационная и визуальная насмотренность, соцсети, интернет-ресурсы, другие рестораны и творчество интересных шефов. А еще моя мама меня всегда направляет в сторону Кавказа и Балкана, но я сопротивляюсь (улыбается). Обычно, когда приходит идея, я готовлю ночью один и без су-шефов, а если из этого что-то вышло, уже дорабатываю все с командой и отдаю на строгую дегустацию всему руководству.
Алексей Медведев, бренд-шеф сети ресторанов «Сыроварня» (Москва):
Всегда отслеживаю современную информацию на всех носителях: листаю зарубежные журналы, подписан на все авторитетные издательства (The World’s 50 Best Restaurants, The best chef awards и другие), общаюсь с людьми, которые занимаются тем же самым — тут работает заповедь о выборе правильного окружения. Мы всегда обмениваемся информацией, скриним, записываем, обсуждаем. А по итогу не копируем, а разбираем референсы на элементы.
Акт II: Этапы создания блюда
Алексей Медведев, бренд-шеф сети ресторанов «Сыроварня» (Москва):
- Сначала формирую идею, готовлю блюдо лично, провожу дегустацию с командой. Важно, чтобы блюдо мог приготовить на нашей кухне каждый.
- Коллеги задают вопросы, вносят предложения — выясняю, понравилось ли вообще. Важно, что команда может приблизить финальный рецепт к реальности: адаптировать блюдо для лучшего хранения, ускоренной отдачи и т.д.
- В таком процессе мы «варимся» несколько дней. Мне вообще требуется с каждой новой идеей «переспать»: утром могу понять, что нужно исправить, исключить или приукрасить.
- После общего «ок» фотографирую блюдо с разных сторон (минимум с трех), и еще раз пересматриваю на следующий день. Если и тут «да», то новинка отправляется на дегустацию к верховным боссам.
Роман Грачев, бренд-шеф ресторана Mad (Санкт-Петербург):
Считаю, что блюдо полностью «от» и «до» должно собираться в три этапа:
- Экспериментальный
- Этап исправления ошибок
- Финал с оформлением
Если разработка требует еще больше подпунктов — убираем блюдо в шкафчик с идеями.
Борис Кондратьев, шеф-повар ресторана Animals (Санкт-Петербург):
- При разработке новинок двигаюсь от главного продукта. Если опираюсь на сезон, то адаптирую под него базовые блюда вроде тартара или ризотто.
- Собираю готовую идею для команды в зале и на кухне, жду обратную связь от учредителя и бренд-шефа.
- Когда блюдо готово, составляю технологические карты с су-шефом, ставлю заготовки в общий план, информирую команду о дате запуска, зову фотографа.
- Даю финальную дегустацию для зала, рассказываю о тонкостях: что входит в состав, как это блюдо лучше всего есть и с чем. В первые дни запуска обязательно сам стою на смене и помогаю всем участникам отдачи, включая официантов.
Виталий Папп, бренд-шеф ресторана «Мечтатели» (Санкт-Петербург):
- Разбиваю блюда на основные моменты, ищу информацию и технику.
- Прорабатываю для себя.
- Вторая проработка — уже с кухней. Собираем мнения и свежие мысли.
- Третья — итоговая дегустация для управляющей. После нее провожу финальную корректировку.
- Заводим документацию, составляем описание и инструкции. Назначаем дату съемки, рабочее название для верстки меню и определяем цену.
- Проводим мастер-класс с кухней, готовим, разбираем все полуфабрикаты и пробуем итог.
- На дегустации с командой зала я уже не готовлю блюдо сам, чтобы больше времени уделить рассказу о блюде и проверить, понятны ли принципы приготовления.
- Проводим фотосъемку (тут отдаю фотографу каждое блюдо лично) и запускаем новинки.
Кирилл Бергер, бренд-шеф ресторана Chin-Chin (Москва):
- Придумываю блюдо и его варианты, пробую воплотить идею в жизнь. Может выйти сразу, а может потребоваться многократная доработка.
- В полуфинале блюдо попадает на дегустацию к команде кухни, потом — на суд других сотрудников ресторана.
- Если всем понравилось, то рецепт входит в список новинок.
- Как только сформировался готовый пул из нескольких блюд, утверждаем ТТК, сразу звоним фотографу.
- Калькулятор досчитывает себес.
- Параллельно обучаем персонал: как правильно подать блюдо, как о нем рассказать.
Роман Зернов, шеф-повар ресторана Moro (Москва):
- Сформировалась идея — записываю в заметках нужные ингредиенты. Делюсь мыслями с су-шефами: возможно, кто-то из них предложит идею получше или дополнит изначальную.
- Обеспечиваем себя ингредиентами и начинаем проработку.
- Дегустируем. Отстает визуальная составляющая или вкус? Заново собираем вторую порцию с учетом корректировок.
- Все устраивает? Еще раз проверяем записи: данные по составу требуются для ТК и калькуляции.
- Назначаю дегустацию с бренд-шефом. Если задуманное удалось, отправляю бухгалтеру-калькулятору информацию для заведения ТТК и расчета себестоимости.
- Формируем финальную цену, отправляем меню в печать. Распечатываем методичку для новых блюд, делаем заготовки и отдаем на дегустацию официантам.
- Когда получаем готовое меню, начинаем запуск.
- Приглашаем фотографа и создаем контент для соцсетей, СМИ и доставки.
Энвер Джемилов, бренд-шеф ресторана Lou Lou (Москва):
- Открываю таблицу сезонности и нахожу продукты на пике урожайности. Думаю, как их подать в стилистике ресторана. Изучаю актуальное меню и выявляю, какие блюда можно адаптировать под сезон. Из 20-25 позиций оставляю около 12, остальные попадают в запас.
- Отправляю список в чат с управляющим, операционным директором и генеральным директором. Решаем, что приготовить для дегустации — на данном этапе коллеги по кухне могут показать свои референсы и предложить ввести их, но в моей стилистике.
- Если блюдо вкусное, но не очень красивое — иногда достаточно просто сменить тарелку. Если дело не в ней, составляю еще три-четыре визуала, и выбираем с командой самый удачный.
- Потом прописываю необходимые ингредиенты для утвержденных блюд, су-шеф или шеф-повар находят продукты наилучшего качества и поставщиков. Далее этим занимается закупщик.
- Когда все приехало на кухню, начинается проработка, а спустя 2-3 дня — цикл дегустаций.
- Финишная прямая — расчет себестоимости, составление техкарт и, наконец, появление новинок в меню.
Анастасия Иванова, основательница кафе Will Taste (Москва):
- Шеф придумывает блюдо, рисует на бумаге стандарт подачи и само блюдо, прописывает ингредиенты.
- Составляет ТТК на блюдо и на каждый полуфабрикат, входящий в состав.
- Шеф отправляет ТТК на просчет бухгалтеру-калькулятору. Я, как владелец, глубоко погружающийся в операционные процессы, смотрю на себестоимость (она не должна превышать 30% от финальной цены блюда в меню) и изучаю входящие в состав ингредиенты: важно, чтобы было преимущество у товаров из ассортиментной матрицы.
- Если по ценам все хорошо, выходим на проработку. Если нет, исправляем на бумаге или весовой выход блюда, или ингредиент.
- Заказываем продукты для проработки блюда шефом.
- После назначается дегустация с владельцами. Вау-эффект достигнут? Фиксируем стандарт подачи, вкусовые характеристики и даем пробовать команде. Если что-то не понравилось, дорабатываем до всеобщего одобрения.
- На финальную дегустацию с персоналом приглашаем фотографа. Когда меню вступает в силу, отправляем готовые фото на различные порталы, в соцсети и на наш сайт.
Марк Шах Акбари, бренд-шеф ресторанов Cast (Санкт-Петербург) и Notes (Баку):
- Пришла идея — записываю черновой вариант рецепта и «докручиваю» сочетания ингредиентов. Готовлю, пробую, показываю команде и собираю обратную связь.
- Дегустирую с близким друзьями и родственниками, попадающими в целевую аудиторию проекта. Меняю рецепт, если собираю много комментариев.
- Утверждаю для себя финальный вариант и визуальную подачу.
- Провожу дегустацию с руководителями ресторана, партнерами проекта, а также сомелье и бар-менеджерами, чтобы они создали пейринг к новому блюду.
- Если блюдо всем понравилось, составляю ТТК для обучения поваров и калькуляционную карту для формирования окончательной цены блюда.
- Утверждаю окончательную цену и себестоимость.
- Провожу финальную дегустацию для всех сотрудников ресторана перед запуском блюда.
- Приглашаю фотографа, через PR-службу запускаю информацию в соцсети и таргет о новинке.
- Приглашаю лидеров мнений, друзей-шефов, управленцев, журналистов на дегустацию.
- Через месяц изучаю отчет по продажам: если блюдо стало хитом, внедряю его в основное меню.
Акт III: Как официант спасает блюдо
Кирилл Бергер, бренд-шеф ресторана Chin-Chin (Москва):
От профессионализма официанта и его вовлеченности зависит судьба многих блюд в меню. Например, что-то стали часто возвращать. Пытаемся разобраться. Иногда это всего лишь неправильное название, которое не соответствует позиционированию или изображаемой реальности. А иногда в голове гостя не складывается нужная картинка, и он пропускает эту позицию. И тут нужна работа с официантами: к примеру, сотрудник неправильно описывает состав или не доносит саму суть блюда.
Ашер Комаев, бренд-шеф ресторанного комплекса D.O.M (Сочи):
Очень часто делаю блюдо специально для официантов, чтобы создать максимально подробную картинку. А дальше ребята уже могут и себя проявить, и, соответственно, подарить гостю запоминающиеся моменты и интересное времяпрепровождение. Гости любят шоу-подачи, поэтому каждый понедельник мы их повторно репетируем с официантами.
Юрий Манчук, бренд-шеф ресторана Charlie (Санкт-Петербург):
Ежемесячно, а иногда и чаще, я смотрю проходку блюд. Такой мониторинг в итоге и помогает определить, какие блюда должны остаться в меню, а каким пора уступить место чему-то новому. Если я чувствую потенциал определенной позиции, но гости редко ее заказывают, могу дать рекомендацию официантам, чтобы они уделили больше внимания блюду и чаще его продавали. За новинками следим максимально тщательно.
Марк Шах Акбари, бренд-шеф ресторанов Cast (Санкт-Петербург) и Notes (Баку):
Шеф-повар может провести несколько репетиций с командой официантов, чтобы убедиться, что все задумки воплощаются в каждой тарелке и подаче. Обучение может включать в себя практическую демонстрацию и объяснение каждого шага процесса, чтобы официанты могли уверенно обслуживать гостей и раскрыть потенциал блюда.