Во времена империи Сун, в тот момент, когда произошло её разделение на Южную и Северную, происходит много событий по завоеванию друг другом. Война велась не только на поле боя, но и во дворцах правителей. Переговоры, предательство, закулисные договорённости и, даже, убийства. Все средства применялись без сомнений. Именно в этот мятежный период происходит действие фильма, когда посол Северной империи Сун приехал договариваться о встрече с премьер-министром Южной, но посланника убивают. Теперь необходимо найти преступников и разгадать их кавпрный план.
Чжан Имоу известный китайский режиссёр во всем мире. Кто не смотрел Героя, Дом летающих кинжалов или.Цветы войны. Имоу, снимай он на родине, или в Голливуде, всегда делал это про родину и о ней. Он не ассимилировался с чуждой культурой, как и все китайцы, разъехавшиеся по миру, но сохранившие традиции и культурные настройки своей страны. В последние 10-12 лет режиссёр так и вовсе закрепился в поднебесной и снимает не фанфарные, но добротные, драмы о разных исторических периода своей родины.
Так и в Полноводной красной реке рассказывается об одной ночи (и немного, сменившем её, утре) во дворце премьер-министра Цинь Хуэй, больного параноика с одушевленным и неодушевленным двойниками, убивают посланника чжурчжэнской Северной части империи, и, немного после, его переводчика. Это преступление необходимо срочно расследовать и как можно скорее. Поэтому одному из подозреваемых караульных даётся два часа на поиски убийцы и исчезнувшего секретного письма.
За два с половиной часа в картине происходит больше событий, нежели в сериале Наследники (кто смотрел сезоны, поймёт, что это очень много). И всё в рамках одной ночи. Политические, психологические и детективные зигзаги следуют один за другим. И цель становится уже не так важна, как процесс её достижения. Маятник судьбы каждого героя мотает из стороны в сторону, иногда безсистемно, поэтому сложно понять куда в следующий момент повернётся сюжет.
Не смотря на эндемичность происходящего, с жестами и мимикой из китайской оперы, создатели подумали и о мировом прокате. Зрителям-космополитам будет проще разбираться в игре актёров и в том, что именно они хотели сказать тем или иным прищуром или похлопыаанием по плечу веером. Но и без предварительного ликбеза кино в общем понятно.
Имоу использует проверенные сюжетные конструкции основанные на событиях, нашедших отражение в летописях их современников. Они иногда противоречивы, но это только на руку сценаристами, больше поводов для интерпретаций и меньше претензий к результату их творчества. Тут все тот же древний Китай в локациях одного замка, который сам по себе необъятен. Сонм Воинов, стражников, капралов и офицеров, телохранителей и, куда без них, девушек для увеселений. Не смотря на то, что события разворачиваются в тёмное время суток, свет выставлен так, что каждая чешуйка доспехов каждого солдата сверкает и отчётливо видна. Как и одеяния остальных персонажей.
Зрелище не простое, надо немного знать историю, кто такой генерал Юэ Фэй, что каждый современный китаец знает поэму Полноводная река и снято не в лоб, а со знаменитой, сквозящей через весь хронометраж, философией. Китайцы тысячелетиями вырабатывали правила участия в политической жизни каждого гражданина. Это высоко развитая, в плане управленческой культуры, нация. И в фильме наглядно илюстрируются все оттенки такого подхода, со своеобразным пониманием чести, достоинства и верности.
Только ближе к финалу становится понятен весь зачин восставших и многослойный смысл картины. Они все время запутывали публику, заметали следы, обнажали правду по-сантиметру. И лишь концовка расставляет все точки. Уже тысячу лет назад они строили многоходовки восьмидесятого левела, сложно вообразить, что происходит там теперь. Один лишь факт того, что тогда Китай много раз завоевывали, но завоеватели со временем ассимилировались и их территории присоединились к империи. Как в анекдоте, когда в первый день войны с Китаем в плен сдались миллион солдат, во-второй столько же, в третий и так до двадцатого дня, когда страна взявшая их в плен сдалась.
Владимир Сорокин 15 лет назад говорил о необходимости учить их язык. Он правда не учёл сумасшедшую конкуренцию, где не 140 миллионов жителей, а на один ноль с права больше. И если страна, в которой 10 веков назад население могло удвоиться только по причине увеличения выращиваемого риса, это удвоение произошло за 20 лет, то теперь этот процесс имеет свойство генетической памяти, его не остановить, и русским со знанием китайского делать там нечего. Разве что преподавать родной язык.
Азиатское кино довольно специфично, и в сущности им понятно и этого достаточно. Просто количеством глаз берут. Но иногда и в наших широтах любознательно оценить жизнь такого близкого территориально, но далёкого ментально, соседа.