Есть такое популярное возражение, дескать, наделять представителей «высших» сил человеческими качествами нельзя, ибо это ягодки с разный полей. Отвечу на это утверждение следующими аргументами.
Во-первых, как уже было упомянуто в предыдущих статьях, в дохристианской мифологии боги вели себя вполне по-человечески, а в славяно-арийской традиции они вообще были основоположниками человеческих родов, то есть являлись прямыми, хотя и дальними родичами. Во-вторых, есть такой замечательный научный принцип «бритва Оккама» определяющий, что самое короткое решение какого бы то ни было вопроса будет самым верным.
Так вот, если брать в расчёт что боги – это одно, ангелы – другое, нечистая сила – третье, люди-человеки – четвёртое, атеисты и неверные – пятое, животинка – шестое, растения – седьмое и т.д., то о едином понимании мироустройства можно забыть, слишком много факторов. Это значит, что человечество так и останется обречённым влачить жалкое существование, наполненное якобы необъяснимыми случайностями зачастую негативного характера. Если же взять за основу понимание что Разум как явление универсален для всех (разнообразие, представленное в предыдущем предложении обусловлено объёмом знаний и опыта отдельно взятой Разумной сущности), то единая картина Мироздания начинает выстраиваться в строгую и красивую схему, со всеми вытекающими возможностями в плане осмысления и практического применения.
Основное доказательство состоятельности такого подхода состоит в том, что всё в Мироздании находится в постоянном движении. Говоря иначе, природа не терпит не только пустоты, но и статики, всё либо развивается, либо хиреет, и человек, не будучи чем-то по определению инородным всему сущему, также должен подлежать этому Принципу.
Человек рождается, постигает мир, копит знания, навыки, опыт. Он, благодаря своим естественным качествам, способен осуществлять самую разнообразную деятельность, в коей и пытается достичь вечно ускользающего совершенства. Однако, жизнь его коротка, и куда же девается весь интеллектуальный и прочий багаж после смерти?
Природа устроена крайне мудро, как уже было замечено ранее, она не терпит не только пустоты и статики, но и излишеств. Это значит, что столь сложная организация жизненного цикла человека, выходящая далеко за рамки физиологии просто не может быть странной случайностью, и всё, что человеку удаётся накопить в течение жизни, должно где-то осесть.
Чисто материалистический взгляд на этот вопрос не состоятелен. Ограничивая существование человека одним сроком жизни, материализм никак не может объяснить разницу в склонностях, способностях, талантах и прочем, что отличает одну личность от другой. То же самое касается и основ проявления означенных свойств и качеств человека. Генетикой это не обосновать даже с натяжкой, ведь эта информация должна же появиться когда-то у кого-то и по каким-то причинам впервые. И что тогда делать с тем, что ничто не получается из ничего? Или опять зазвучат речи о невообразимом сочетании случайностей?
В данном вопросе сторонники мистических воззрений занимают более верную позицию, наделяя человека Душой и Духом. Душа по религиозным канонам человеку не принадлежит, её выдают, а после смерти забирают обратно. Ранее в статьях я упоминал, что Душа, вопреки устоявшемуся определению, представляет собой комплекс программного обеспечения, обуславливающий рисунок судьбы человека по многим параметрам: место рождения и смерти, круг и качество общения, тираническая или жертвенная окраска характера и поведения, исходы различных ситуаций, попадание в те или иные обстоятельства и условия, причём как в плюс, так и в минус. Перечислять эти факторы можно ещё долго, единственное, чего там нет, так это тех самых интересов, талантов, устремлений, воли, которые являются следствием наработанного опыта, а не чьим-то там даром. Кстати сказать, именно незнание человеком своей природы и есть та причина, по которой врождённые качества личности воспринимаются как нечто свалившееся из ниоткуда и по непонятным заслугам.
С помощью нехитрой арифметики из всех претендентов на хранилище жизненного опыта у нас остаётся только Дух. Иными словами, именно он накапливает знания последовательно из воплощения в воплощение.
Проводя мост из мистики к материализму скажу, что Душа и Дух, составляя в совокупности, так называемое, подсознание, являют собой не только фундамент личности, но и начальную базовую установку для фактической деятельности человека. Дальнейший же ход истории жизни во многом зависит от самого человека, так как он обладает возможностью и правом окончательного решения по каким бы то ни было вопросам. Иначе это можно назвать фактором Воли. Важно заметить, что эта способность, опять-таки, не чей-то дар, а проявление естественной механики рассудочной деятельности.