Александр занимается монтажем видео роликов с 2013 года, уже в 2020 году становится участником кинокомпании и в полную силу занимается монтажем полнометражного кино и телевизионных спектаклей. Где по сей день занимает должность режиссера монтажа и руководит монтажно-тонировочным периодом.
КИ: В чем различие между профессиями режиссер монтажа и монтажер?
АП: Давайте начнем с того, что режиссер монтажа и монтажер - две важные и неразрывные профессии в создании кинокартины на пост-продакшн. Однако, у них есть различия:
Монтажер - это специалист, который выбирает и собирает удачные кадры, строит логическую и эмоциональную цепочки, создает или сохраняет ритм, строя хронологию в фильме. Он работает с готовыми материалами. Скажем так, что его материалы - это нужные краски для холста.
Режиссер монтажа - творческий руководитель монтажной группы. Он напрямую работает с режиссером и участвует в создании картины даже на предподготовительном периоде. Почему? Он доводит до ума как реализовать идеи, которые пока только в голове у режиссера. Руководствуясь правилами монтажности и возможностью предложить альтернативу, либо направить идеи режиссера до стадии «возможно» - с этим поможет данный специалист. Режиссер монтажа контролирует работу монтажера, также сотрудничает с оператором и звукорежиссером. В отличие от монтажера, он создает краски для холста, а не пользуется уже готовыми.
В итоге, монтажер создает лаконичную композицию кадров, а режиссер монтажа - воплощает идеи режиссера и становится его советником, который предостережет от технических ошибок.
Могу рассказывать долго и много , но на это у нас уйдет несколько страниц.
КИ: Какие обязанности должен соблюдать данный специалист?
АП: В любом случае, обязанности и требования могут меняться в зависимости от проекта и его сложности. Есть отдельные задачи, которые должен уметь специалист:
1. Анализировать и отбирать материалы.
2. Выбор длительности планов.
3. Собирать и редактировать материалы.
4. Обрабатывать изображение и уметь делать цветокоррекцию (хотя бы легкую, например, наложить общий фильтр)
5. Обрабатывать звук и накладывать звуковые эффекты.
6. Тесно сотрудничать с работниками пост-продакшн: звук, цвет, визуальные эффекты.
Если делать свою работу качественно, укладываться в сроки (заранее продумать сколько на самом деле необходимо времени, взять с запасом), быть на связи и не бояться спрашивать, ведь, если у вас возникли какие-то проблемы или решения как сделать лучше - режиссер или продюсер (в зависимости чей это проект) всегда открыт к предложениям, то все получится. Поэтому у каждого из них есть цель — сделать продукт лучше, чем есть сейчас. Это командная работа, где каждый специалист - неотъемлемая часть создания фильма.
КИ: Где искать режиссера монтажа на свой проект? Как им стать?
АП:Искать специалистов в любой сфере помогает интернет, знакомые и выпускающиеся специалисты. Существуют много тематических платформ, где специалист или заказчик может получить результат в своих поисках. Это может быть телеграмм-канал, сообщество в социальной сети или звонок по объявлению из «Авито». Очень радует, что в наши дни можно найти разных людей, не пользуясь телефонной книгой и расспросами знакомых. Однако, не всегда найденный специалист соответствует требованиям качества, которого вы хотите достичь. Следует всегда опираться на портфолио другой стороны, на опыт и разносторонность данной сферы. Ведь приятно, если у вас нет возможности взять колориста, который покрасит вручную фильм, когда есть монтажер, который сможет наложить правильный эффект, поработать с «кривыми RGB», к примеру.
КИ: Как происходит сам монтаж?
АП: Независимо от длительности и установочного хронометража, у вас должны быть папки со звуком и видео. Если проект хороший, я имею ввиду: ведение монтажных листов, ответственное выполнение работы помощника режиссера (хлопушка) и звукооператора - залог продуктивного старта. По каждому утвержденному дублю мы находим ему соответствующий звук и подставляем дорожки по «хлопу». Наша первоначальная задача - это выстроить аудио- и видеодорожки в «колбасу»/«рыбу», чтобы начать редактирование и обработку. Важно, если у вас не «тянет» компьютер вес материалов на таймлайне, то стоит поставить заранее их на прокси. Например, в Давинчи можно не проксить в какие-то моменты, программа сама за вас это сделает.
А, если выбирать Адоб Премьер, то сразу скачивайте вторую программу для Прокси, в самой программе для монтажа, к сожалению, прокси не «вшит».
Если это продюсерский проект, то может режиссер не присутствовать на монтаже, ведь для него каждый кадр важен и оценивать объективно не все смогут чистовой вариант фильма. В моем случае: мне всегда приятно и интересно работать в пост-продакшн с продюсером и режиссером, мы наоборот дополняем друг друга и дико защищаем необходимый кадр. Иногда для режиссера нужно понимание как будет выглядеть конечный вариант фильма после звукорежиссера, поэтому стоит добавить звуковые эффекты для наглядности какой звук будет и как он звучит в этот момент, подходит ли он сюда, работает ли данный ход. Зато для звукорежиссера будет пометка для оперативной работы, однако, может произойти, что данный эффект содержит авторскую защиту, продюсер должен контролировать этот момент, а также монтажер должен учитывать содержание кадра, где авторство тоже распространяется. Если фильм дальше пойдет на покраску, то не накладывайте текст или фильтр на кадр, ведь его нужно потом вручную корректировать, это создает трудности с увеличением количества работы для другого специалиста, но зачастую колорист красит фильм в той же программе, поэтому сможет сам убрать эти моменты. Опять же, стоит поддерживать связь с командой пост-продакшн. После приемки звуковой дорожки от звукорежиссера и покрашенного фильма от колориста, можно приступать сводить две дорожки, добавлять начальные титры, финальные титры и отправлять по необходимости на субтитрирование. Фильм готов!
КИ: Заказчик потерял материал, может ли он попросить снова получить?
АП: На самом деле составляется договор, в конце которого прилагается акт приема работы. После отданного материала и заключение акта, вы вправе не идти навстречу, ведь хранение данных материалов уже незаконно. Однако, если вы хотите продолжать вести хорошие рабочие дальнейшие отношения с заказчиком, можете повторно выслать материал, но с уточнением, что такой возможности больше не сможете предоставить. Нужно отталкиваться от ситуации и от цели - чего вы хотите достичь. В этой сфере нет ограничений и потолка, учиться и развиваться можно и нужно, и не только в работе с кадрами, но и в общении с людьми.