В эпоху параллельного импорта понемногу начинаешь привыкать к приоритету отечественного продукта. И я имею в виду не подгузники или бананы, а самый популярный вид искусства – сериалы. Заметьте, не кино, не телевидение (это уже в прошлом), а именно сериалы, знакомые большинству по различным онлайн-кинотеатрам. Ну, или так… Параллельный же импорт! Ушёл Netflix – и слава богу! Свои есть, на скрепах правильных основанные… Или ещё на чём-нибудь… Словом, наши.
Однако, прежде чем начать обзор отечественной сериальной индустрии (не сегодня, так, в планах), захотелось ещё раз, так сказать, одним глазком… Ждал ведь так, предвкушал. И взглянул. И… Сказать, что обомлел? Нет, конечно. Ожидания в какой-то степени оправдались. Вместо экранизации Эдгара По получился трэш. По не Получился. В очередной раз. То ли наркотики не те, то ли читали их не в том переводе. Представляете? Американский сериал по произведениям американского же писателя! Не, версия с наркотиками явно выглядит предпочтительнее. Хотя кто знает, чем они там думают… Может у них и не мозги вовсе, а процессоры какие-нибудь. Синенькие или красненькие? А, впрочем, без разницы. Главное, что они, как говорил Задорнов, «ту-упые».
Уж простите за длинное вступление, поясню логику своего выбора. Первые серии «Падения дома Ашеров» напомнили мне наш лютый трэш под названием «Райцентр». В обоих сериалах кровища льётся рекой. Любовные линии так безумно переплетены, что выход напрашивается только один: убить или умереть. Герои срываются с катушек, а причина срыва – в прошлом.
В общем, таков мой выбор сегодня: сравниваю сериалы «Падение дома Ашеров» и «Райцентр».
Сценарий: ожидания и реальность
Конечно, от «Падения дома Ашеров», естественно, ожидал чего-то готического, мрачного, жуткого. Эдгар По всё-таки. Кому По, а кому по… Закрадывается подозрение (опять «по»?), что сценарий нейросети генерировали. Хуже всего, что актёры не понимают (по?), что участвуют в трэш-капустнике. В отличие от наших, в «Райцентре». Тут ребята отрываются по полной (вот это «по»!). С полным осознанием того, что делают не произведение искусства, а лютый трэш.
Итак, «Падение дома Ашеров» – сериал по таким отдалённым мотивам, что лучше было б имя Эдгара По и не упоминать (снова «по»). Наш «Райцентр», насколько мне известно, – эксклюзивное творение кинематографистов. Хотя бы честно. Ни к Толстому, ни к Достоевскому, ни к Пушкину не примазались, как некоторые.
«Райцентр» я смотрел, прекрасно зная, что получу. Тёмное прошлое, ужасное настоящее и забрызганное кровью будущее. Бр-р-р! Но весело. Хтонь, скалящая зубы то ли в гримасе боли, то ли в агонии, то ли в припадке смеха. Ощущения, как от «Убойных каникул» (канадский фильм 2010 года). Временами.
В целом сюжеты обоих сериалов похожи: тёмное прошлое оставляет кровавый след в судьбах десятка героев (цифра условная, считать не вижу смысла). Причём только нас знакомят с героем поближе, как хрясь!.. И нет его. Или её. У американцев с определением пола, как всегда, дополнительные проблемы. Разница развязок и концовок, несмотря на некоторый оптимизм нашей, незначительна.
Если сюжеты генерировала одна нейросеть… Многое объясняет. Кстати, сюжет в «Райцентре» больше запутан. И удивительнейшим образом распутывается. Про «Падение ДА» такого не скажу.
Всё-таки отдам предпочтение «Райцентру». Ожидания в целом оправдывает: к трэшу готовишься – трэш получаешь. 1:0
Роли и исполнители
Американцы, наверное, разорились на актерах фильмов для взрослых (сцен 18+ в «Падении дома Ашеров» чересчур много), поэтому на кастинге явно экономили. Из более-менее известных лиц (на экране в основном тела мелькают, живые и мёртвые) лишь одна Карла Гуджино. У нас расценки не такие, как Долине Грез, поэтому знакомых побольше: Карина Разумовская, Дмитрий Чеботарев, Кристина Асмус. Возможно, и других кое-где видели.
Играют и наши, и американцы достаточно убедительно. Напиваются, занимаются сексом, ругаются. Живут и умирают. Разница, конечно, есть. И вещества отличаются, и партнёры. Масштаб оргий Ашеров впечатляет. Хорошо, «виагры» вдоволь. И не импортозамещённой, а настоящей.
Да, позабавил ещё один эпизод. Наверное, со съёмок «Планеты обезьян» шимпанзеобразных осталось много. Пригодились. И чёрный кот из старой версии «Сабрины, маленькой ведьмы» тоже (Бедный Салем!). Зато ни одно животное (психика человека разумного не в счёт) не пострадало.
Почему-то бранят Асмус за роль антагонистки. Зря. По-моему, роль тупой блондинки, которая из кожи вон лезет, пытаясь что-то изменить, ей удалась. Милка знает, что многим мальчикам нравится, а девчонки ей завидуют. Однако ей хочется большего, лучшего. И она хватается за все подвернувшиеся соломинки. Неумело, грубо. Отчаянные домохозяйки в одноимённом (их) сериале делают почти то же самое. Почему-то героиню Евы Лонгории чуть ли не весь мир полюбил, а в Кристину Асмус плевки и тухлые яйца летят. Зря. Её искусственная стерва, если можно так сказать, более натуральна.
За экономию американскому сериалу опять минус. 2:0
Атмосфера
Сериал «Падение дом Ашеров» позиционируется (знаем мы их позиции!) как фильм ужасов (драма, фэнтези, ужасы). Имя классика хоррор-литературы обязывает. Честно говоря, драма сомнительна, фэнтези и рядом не стояло, а ужасы так себе. Напугаться не успеваешь. Назвал бы «мистическим детективом», но лучше всё-таки быть честным. Трэш. Но на полном серьёзе. Хотя детектив есть. Чёрный и голубой одновременно. Они так любят. У них закона о скрепах нет. Правда, главный герой в первой же серии над детьми и внуками чёрно-голубого детектива смеётся. Правда, без улыбки. Зарубежный зритель, небось, и не заметил (ту-упые!).
«Райцентр» - чёрная комедия. То есть трэш по определению (и тут без «по» не обошлось). Определение точное, ёмкое. Как говорится, когда умом Россию не понять, её надо: а) завоевать (Наполеон), б) электрифицировать (Ленин), в) крестить (Владимир), г) присоединить к НАТО (сами-знаете-кто). Последнее не так неосуществимо, как кажется, кстати. Есть ещё и Д: оставить в покое. Но это слишком сложно, потому что предполагает бездействие, а руководитель, он же начальник, он же воевода, он же царь-государь и т.п., считает себя обязанным действовать. Чужими, естественно, руками. Впрочем, об этом у Салтыкова-Щедрина в сказке «Медведь на воеводстве» лучше сказано. А слабо экранизировать? Кишка тонка?
Музыка в обоих сериалах к месту. И ко времени. Эпох же несколько и там, и там. Ашеровская жизнь побогаче: от регтайма до диско и современного наркоманского тыгыдыма. Вармалеевская (Вармалей – название городка, где происходит действие сериала «Райцентр») покороче: от выпускного до встречи выпускников. Тут с музыкой попроще: у всех выпускников в голове на всю жизнь одна и та же шарманка. И тогда, и 10, и 20 лет спустя.
На музыке американцы опять сэкономили. Всё ждал какого-нибудь эпичного саунд-трека. Ждал… Нашим проще: экшн-ритм задан, этнофон присутствует – хотите смейтесь, хотите бойтесь.
Знаю, многим не понравилось в «Райцентре» отсутствие положительных героев. А в комедии они и не нужны. Главный положительный герой – смех. Это ещё Гоголь такую установку дал в «Ревизоре». Но следователь Вася (Иван Добронравов) при всей своей угловатости скорее положительный, чем отрицательный персонаж.
В общем, за атмосферу опять плюс нашим. 3:0. Крупный счёт.
Смотрите, сравнивайте. Если хотите. Если найдёте где. А лучше читайте. Приятного чтения!