Найти тему

Проект "Феникс". Коленвал

Доброго времени суток, уважаемые читатели. У нас не совсем плановый пост. Вы в мастерской болотного медведя и сегодня мы с вами обсудим насколько кривое должно быть кривым. Начинаем)

Все началось некоторое время назад. Когда на канале Русский мотоцикл появились посты про балансировку коленвала. Достаточно подробная технология для мотоциклов типа урал и днепр. Оппозитный мотор это свой мир, со своими тонкостями. В него я не полезу, по крайней мере до покупки тяжа. Хотя, безусловно, в моей инженерной среде вопрос балансировки оппозитного коленвала вызвал живой интерес. В частности динамической балансировки с применением эквивалентных весов.

Но сейчас разговор не об этом. Так случилось, что я доехал до мастерской и у меня при этом было свободное время.

Я был немного не согласен с тем, что балансировку коленвала нужно начинать со статической балансировки. Мое инженерное нутро подсказывает мне, что для начала неплохо было бы вообще посмотреть геометрию изделия о котором мы говорим. Конечно, в советском мотосообществе ходит мнение, что это никому не нужная бесполезная фигня. И нужно исключительно ставить коленвал подшипниками в призмы и проверять только биение одной половины, относительно другой.

Изобретать призмы мне было некогда) Мне нужно первое приближение. Это вообще чистый интерес, а тонкими материями я займусь позже, когда таки подтяну теоретическую часть по всем этим вопросам. Поэтому смысла в них на тот момент я видел не много, ведь есть штука, которая создана работать с телами вращения. А именно токарный станок. И начнем с анализа именно статической балансировки, как все советуют. Поскольку в этот момент поста не планировалось, то сначала фото нет вообще.

Я зажал коленвал с подшипниками в патрон одной стороной за подшипник. Имитируя так сказать посадку в картер мотора. И начал смотреть насколько эта штука сбалансирована в статике. Интересно, что коленвал с шатуном практически находятся в сбалансированном состоянии. То есть в каком состоянии ты коленвал не оставь, он в нем и замрет, кроме небольшого диапазона углов из которого он выходит. Вроде как победа? Да вот как бы нет. Поршня то на коленвален нет. Соответственно стабильна система коленвал-шатун. Это получается недогруз коленвала на 70-85 грамм в зависимости от поршня. Чтобы была стабильна вся сборка! Но и это не самое интересное. Интересно, что свободный хвост коленвала как-то подозрительно шевелится относительно задней бабки станка.

Надо таки промерить геометрию, чую тут что-то не то. Сохраняем ту же саму схему фиксации патроном за подшипник, поворачиваем сам коленвал относительно станка. И получил с другой стороны коленвала биение 0.4 мм. Охренел.

Ну ладно, всякое бывает. Снято это было как раз из-за разбитых подшипников. Наверно их подклинивает и это дает такое большое биение.

Я снял подшипники и зажал просто коленвал по оси. Провернул токарку руками и охренел второй раз. Биение стабильные 0.4 мм. Что при этом происходит на концах коленвала лучше даже не говорить. Вообще лучше ни о чем не говорить, лучше 1 раз увидеть. Я запустил станок на 120 об/мин, его минимальные. Видео представлено ниже.

Да действительно, какие могут быть вибрации и балансировка) Ну ладно, может быть я рукожоп и 2 раза криво зажал заготовку в самоцентрующийся патрон.

Угу, с одинаковым значением биения. До сотки. Золотой рукожоп, так сказать.

Есть выход, можно проверять коленвал в конусах. Еще один классический способ. Снимается патрон и коленвал вешается на 2 конуса.

Если до этого момента я вообще не планировал коленвальный пост, то тут начал фотографировать.

Несоосность конусов проблемой не является, поскольку они в любом случае образуют линию. И если ось не совпала, то это скажется только при продольном измерении, которое не проводится.

Проблемой может стать неотцентрованность валов. Но они результат токарной обработки, так что тоже маловероятно.

И я начал изменения.

-2

Коленвал маховика принят за локальный 0. Точно подстраивать не стал.

-3

При повороте коленвала на 90 градусов 0.1 мм.

-4

Нижняя точка коленвала, обратная оси шатуна. Считаем грубо 0.2 мм.

-5

Другая сторона на 90 градусов. 0.1 мм. Ну и мы возвращаемся в 0.

Отклонение 0.2 мм.

Если промерить коленвал с другой стороны от щек, то мы получим абсолютно такие же значения. 0, 0.1, 0.2, 0.1, 0.

Суммарное отклонение справа и слева в 0.2 мм дает 0.4 мм, которые были получены в других измерениях при фиксации за одну точку.

Результаты всех трех измерений геометрии коленвала совпали. Если ты померил 3 раза разными способами и получил одно и то же значение с точностью до погрешности, значит скорее всего результатам замера можно верить.

В сухом остатке мы имеем следующее. Коленвал абсолютно симметрично погнут. То есть поршень, через шатун погнул ось на которую опирается и в этот самый момент разошлись щеки коленвала. И мы получили расхождение оси коленвала от нормали. Значительное расхождение. По сути коленвал выгнуло дугой.

И именно это изменение геометрии коленвала (а изменение ли)) привело в разрушению опорных подшипников. Получилось так, что ось вала подшипника не соответствовала оси цилиндра внешней обоймы зафиксированной в картере. Нарушение соосности, да еще на таких оборотах. Это конец мотора. Что собственно и случилось. Именно это разбило подшипники. Именно это разбило сцепление. Именно это привело к тому, что мопед оказался на свалке.

Поскольку коленвал китайский, то я допускаю, что скорее всего он не прошел термическую обработку. И конструкция слишком мягкая для работы в тех условиях, в которых она работает. Даже с мотором в 2 лошадиные силы. Вот тебе и новые запчасти)

Есть несколько вариантов решения проблемы. Точнее проблем) У нас дисбалансный на 80 грамм коленвал, который еще и кривой)

Нужно облегчать шатун, приводя его геометрию к советской. И добиваться стабильности всей сборки. В идеале шатун облегчать нужно фрезером. А за одно сделать всей этой фигне термическую обработку в виде закалки и отпуска.

Но это не решит проблему нарушения геометрии. Значит нужно или выпрямлять имеющуюся структуру, но у нас нет пресса. Или точить новую втулку оси шатуна, но у нас нет ст40))

Сама по себе задача становится все более нетривиальной. Самое смешной в этой ситуации, что мотор стабильно заводился. Это меня до сих пор впечатляет.

Советскую технику крайне сложно полностью убить. Она будет сопротивляться и работать до конца. Но не менее сложно, а возможно даже намного более, сделать ее полностью исправной. Она всегда находится где-то в суперпозиции между жизнью и смертью. Это ее нормальное рабочее состояние.

За сим позвольте откланяться, всем большого, кривого, но при этом соосного бобра, вы были в мастерской болотного медведя и до новых встреч!