Найти тему
DAY.RU

5 способов уберечь пенсионеров от обмана

Самые распространенные схемы мошенников.

На удочку аферистов может попасть любой человек. Но самая уязвимая категория – пожилые люди. Особенно те, которые живут одни. Они с легкостью могут отдать свои сбережения за чудо-прибор «от всех болезней» или продиктовать мошеннику данные своей банковской карты. Как действовать, чтобы этого не случилось с вашими любимыми стариками? Для начала запомните самые распространенные схемы обмана.

Банки и выигрыши. Человеку звонят «из банка» и сообщают, что из-за непонятного платежа заблокирована его карта. Чтобы ее разблокировать, необходимо назвать звонящему код из СМС (он уже пришел на номер жертвы) или продиктовать данные пластика. Предупреждение о блокировке может прийти в виде СМС или сообщения на мессенджер. В этом случае человека просят пройти по ссылке. Такая же просьба содержится в сообщениях на телефон о том, что абонент стал обладателем крупного выигрыша.

Лекарства и приборы. Пенсионеру предлагают приобрести панацею от всех болезней или чудо-прибор, с помощью которого он навсегда забудет о гипертонии, артрите и прочих хворях. И, конечно, только сегодня на товар действует небывалая скидка.

Социальные работники. В дом к старикам под видом медицинских работников или представителей соцслужб приходят очень милые и участливые люди. Итогом визита может быть отказ стариков от прав на жилье или оформление договора пожизненной ренты; кража денег или документов.

Помощь близким. Пожилому человеку якобы звонит кто-то из детей или внуков и говорит, что сбил человека. Необходимо срочно дать взятку, дабы дело замяли. В телефоне помехи, искажающие голос. Расчет на то, что пожилой человек впадет в панику и, чтобы вызволить кровиночку из беды, передаст необходимую сумму курьеру, который сейчас подъедет. Аналогичный звонок может быть и от «полицейского».

Чтобы обезопасить пожилых родственников от подобных вещей:

1. О мошенниках рассказывайте правильно. Избегайте нравоучительного тона. Лучше говорите в такой форме: «Ой, а ты знаешь, что случилось с мамой моей коллеги? К ней пришел домой якобы социальный работник…» Беседуйте о банковских услугах. Например, о том, что блокировка карты – не опасно и не требует срочных действий.

2. Договоритесь – в любой ситуации звонить вам. Крупно напишите свой номер телефона и повесьте на видное место. При любом звонке, касающемся финансов: блокировки счетов, участия в розыгрыше крупной суммы, нового тарифа сотового оператора, пусть ваш родственник просит собеседника перезвонить вам. Что касается СМС-сообщений, приучите пожилых людей показывать их или зачитывать вам по телефону.

3. Составьте список. Включите в него не только свой телефон, но и контакты близких друзей или родственников, которым можно позвонить, в случае если вы недоступны.

4. Попросите не открывать дверь незнакомым людям. В том числе медикам и социальным работникам. Если врача вызвал сам пенсионер, постарайтесь присутствовать во время визита сами или договоритесь об этом со знакомыми.

5. Придумайте специальный «пароль». На тот случай, если старикам поступит звонок о «попавших в беду» детях или внуках. Произойти может всякое – и вам на самом деле потребуется срочно попросить денег у своих пожилых родителей. Для такой ситуации придумайте кодовую фразу, которую вы произнесете при подобном звонке.