В этой японской криминальной ленте не будет ни якудза, ни молодежных банд, ни залитого неоном гетто, ни мастеров меча и ноги – всего того, что обычно первым делом всплывает в памяти при упоминании триллеров из «страны восходящего солнца».
Даже название фильма «Дело Люпена» - это не отсылка к знаменитому герою азиатских комиксов и мультиков Люпену Третьему, который был явлен как некий преемник знаменитого авантюриста из литературы начала ХХ века, а именно, Арсена Люпена.
«Люпен Третий» - это наименование кафе, в котором вечно ошивалось трое старшеклассников-обалдуев, озадаченных лишь тем, как бы без лишних усилий узнать ответы на предстоящие тесты. И задумавших устроить маленькую провокацию.
Однако получилось так, что вроде-бы-шутка закончилась смертью молодой учительницы. А потому по этому поводу решено хранить гробовое молчание, мол, так для всех это будет лучше, ибо трагическое происшествие было принято за несчастный случай.
В фильме не будет настоящего, в нём явлено три «прошлого»: актуальное – 1990 год, динамичное – 1975 год, первопричинное -1968 год. Оттого фильм походит на один из сезонов «Настоящего детектива». Хотя на выходе мы имеем классический процессуал, то есть изображение деталей расследования, поданных преимущественно с позиций полицейского.
По этой причине мы и сравнили данную ленту с советским телевизионным проектом «Следствие вели знатоки». Хотя имеются различия, но не в части сюжета, а в ментальных установках. Советские сыщики – каждый профессионал в своей сфере, почти олицетворение индивидуализма.
В японских реалиях расследование преступления – это коллективная работа, успех которой зависит от слаженности действий всего коллектива. Здесь категорически отрицаются какие-то личностные установки. А потому вполне дельные замечания одной из младших полицейских чинов воспринимаются отдельными персонажами раздраженно. Мол, тян, тебе кто позволил умничать?
Формальным поводом для сюжета является истечение срока давности по некоторым криминальным эпизодам. Казалось бы, формальная процедура, но возникает странная возня вокруг предполагаемого самоубийства учительницы, совершенного «пятнадцать лет назад».
Впрочем, японцы не любят задаваться вопросами о подлинных причинах и побуждениях начальства. Отдали приказ дорасследовать дело - значит надо заново расследовать. И закрутились винтики. Тем более что в распоряжении огромной следственной бригады есть только двадцать четыре часа.
«Наперегонки со временем» - это сценарный ход современного криминального кино, который не обязательно сводится к тому, что надо вовремя обезвредить «адскую машину» или «угнать за 60 секунд». Вариантов много больше!