В шестом выпуске труда австрийского генерала Мейкснера, о довольствии армии на войне, имеются следующие сведения о постановке этого дела в японской армии во время последней кампании, почерпнутые главным образом из донесений военных агентов.
Продовольственная дача японского солдата состояла из 2,25 фунтов рису (0,92 кг - здесь и далее прим. автора блога. Приведенные цифры - это норма на 1 человека в сутки), 38 золотников мясных консервов (0,16 кг) или 70 золотников свежего мяса (0,29 кг) с прибавкою некоторого количества свежих или сушеных овощей. Хлеба не отпускалось вовсе, и он заменялся рисом или упомянутым выше печением (из смеси рисовой и бобовой муки). Иногда выдавалась также рисовая водка, в количестве около 40 золотников, и табак. Начиная с октября месяца 1904 года. когда стали появляться заболевания "бери-бери", третью часть риса стали заменять пшеницею.
Примечание: "бери-бери" - характерная для японцев, китайцев и других преимущественно "рисоядных" культур болезнь, связанная с недостаточным поступлением в организм витамина B1 - тиамина. Некоторые симптомы - тошнота, ухудшение работоспособности, боль в икроножных мышцах и так далее, вплоть до паралича кистей и стоп. Интересующихся отсылаю к медицинским справочникам.
Алюминиевый котелок, служивший для варки риса, был неизбежным спутником каждого японского нижнего чина. Так как рис отпускался уже вареным, а затем высушенным, то десяти минут было достаточно, чтобы приготовить пищу , конечно при условии, что имелась вода (примечание - такой способ походного питания, заранее отваренным и снова высушенным рисом, применялся в японских армиях еще со Средневековья).
Так как свежее мясо выдавалось чрезвычайно редко и. обыкновенно, заменялось консервами или сушеною рыбою, то можно признать, что довольствие японских солдат состояло исключительно из продуктов, заготовленных впрок, а это, в связи с отсутствием хлеба, значительно облегчало работу интендантства.
Фуражная дача (т. е. на лошадей, здесь - на 1 лошадь в сутки - прим. авт.) состояла из 8,4 фунтов овса и 5 фунтов сена или соломы, взамен которых отпускались ячмень, чумиза в зерне, бобовые жмыхи и чумизная солома. Эти предметы можно было приобретать на месте, а потому подвоз их с тыла являлся излишним.
При каждой дивизии находился восьмидневный запас продовольствия, распределенный следующим образом: на людях имелась трехдневная дача риса и других продуктов, однодневный запас продовольствия возился на полковых вьюках, а четырехдневный в дивизионном обозе.
Патроны и консервы перевозились в ящиках, причем вес каждого уложенного ящика не превосходил 2,5-3 пудов; рис, ячмень и овес упаковывались в пакеты, обшитые циновками; вес каждого пакета равнялся одному пуду. ... С целью облегчить распознавание содержимого циновочных пакетов была установлена обвязка их веревками разных цветов.
В общем, благодаря принятым мерам, японский обоз обладал значительной степенью подвижности.
В отношении пользования местными средствами японские армии находились в худшем положении, чем наши, так как им приходилось действовать в таких районах, средства которых были уже более-менее истощены. Вследствие этого обеспечение японских армий продовольствием было почти исключительно основано на подвозах с тыла, а это, в связи с малочисленностью обозов, сковывало их операции. Весьма вероятно, что этим отчасти объясняется, почему японцы не могли воспользоваться в полной мере успехами, одержанными ими под Ляояном, на Шахэ и под Мукденом.
Из статьи "Организация довольствия японской армии во время войны 1904-1905 гг", журнал "Разведчик", № 1006, от 9 февраля 1910 г.