Уже скоро лет 40 (если считать с горбатой перестройки) людям предлагают поверить, что неграмотный Сталин (а кто, кстати, такую глупость сказал?) легко поверил в посулы Гитлера и не слушал геройских разведчиков, а только всех пачками записывал во враги народа, поэтому типа и случилось "внезапное нападение" 22 июня 1941 года.
Абсолютный идиотизм этой версии полностью соответствовал духу времени. Люди, которые в реальной жизни вдруг стали вести себя как гротескные персонажи известной книги Носова про Незнайку на Луне - занимать с ночи очередь, чтобы отдать свои деньги жуликам типа Мавроди, или восторженно приветствовать открытие сомнительной забегаловки с вредным для здоровья меню как культурный прорыв, вполне могли такую сказочку принять на веру.
Лох - это не социальная роль, это судьба. Чтобы ее изменить, надо перестать быть лохом. Верите вы во всемогущий рынок или в пришествие предсказанного якобы Вангой царя, который всех спасет - по большому счету разницы нет. Это явления одного порядка. Вера - это в Высшие Силы. А на земле грешной надо уметь работать с источниками информации, пока не научили принудительно. И ничего на веру не принимать.
Для этой благой цели мы и публикуем документы, предлагая читателю (но не навязывая) свои трактовки. Не нравится наше толкование - найдите свое. Это все лучше, чем глупости из ящика повторять про ленинские мины и легковерного Сталина.
Как и почему случилось 22 июня 1941 года то, что случилось? Почему не услышали предупреждений, почему то, почему сё?
Давайте разбираться.
В свое время автор этот вопрос задавал двум настоящим разведчикам пенсионного возраста (настоящим без кавычек, буквально) в неформальной обстановке - в личной беседе на даче и в перерывах между лекциями по тематике противодействия промышленному шпионажу. Дело было в поздние 90-е. Люди эти были абсолютно разные по взглядам и своему положению в обществе, но ответ был практически одинаковым: разведка НЕ ВЫПОЛНИЛА своих функций в полном объеме, предоставив руководству противоречивую информацию.
Для обывателя немецкий перебежчик, переплывший реку, чтобы сказать "завтра будет война" это уже достоверный источник. А для ответственных лиц и просто для умного человека это вообще ничто - в лучшем случае. А в худшем провокация с использованием человека "в темную". Полученные данные должны быть подтверждены из разных и независимых источников - тогда их следует учитывать, тогда это повод для принятия решения.
Теперь давайте смотреть, КАКИЕ данные реально (а не в литературных фантазиях авторов книг и мемуаров) получало советское руководство - все документы из ведомственных архивов.
Начало темы тут:
Мы показали, что ОДНОЗНАЧНЫЙ вывод о неминуемом начале войны в ближайшие дни можно было сделать уже с большой вероятностью к 18 июня 1941 года по поведению немецких дипломатов, покидающих спешно вместе с семьями и имуществом (включая личный автотранспорт) нашу страну, и спешному уничтожению архивов диппредставительств Германии. Этот штрих дополнял прочие сведения и составлял вместе сними уже вполне целостную картину.
А теперь изучим доклады более ранние. Там тоже читается местами "война будет уже завтра", хотя они датированы апрелем и маем 1941. Впрочем, обо всем по порядку.
16 января 1941 г.
Политическое письмо полпреда СССР в Венгрии Н. И. Шаронова первому заместителю наркома иностранных дел СССР А. Я. Вышинскому о второй переброске германских войск через Венгрию и давлении на венгерское правительство. АВП РФ. Ф. 07. Оп. 2. П. 11. Д. 44. Л. 1-5.
Автор документа сообщает, что переброска немецких войск через территорию Венгрии к румынской границе практически парализовала железнодорожное сообщение в Венгрии, создала проблемы с продуктами и топливом и вызвала массовое неудовольствие населения и многих политиков. Якобы целью данной операции является оккупация Румынии, а в дальнейшем - давление на Турцию и выход к Суэцкому каналу. Далее сообщается, что неурожай зерновых в Венгрии, скорее всего, приведет к срыву соответствующих торговых соглашений с Германией, что правительство Венгрии всячески третирует и давит "Партию скрещенных стрел" и прочие прогерманские движения - так оно и было в реальности, кстати. "Салашисты" были запрещены и легализовались "во всей красе" только в 1944 году, однако сей факт не помешал Венгрии принять участие в войне против СССР. Никакой оккупации Румынии не было, немцы помогли румынским властям подавить мятеж местных ультра-правых - так называемой "Железной гвардии" (вот ведь чудеса) и разместили свои гарнизоны в нефтеносном районе вроде как для его же защиты. После чего Румыния тоже стала союзником Третьего Рейха, тоже приняла участие в войне против СССР. Ни в Турцию, ни в Египет немецкие войска из Румынии, само собой, не пошли. Тем не менее советское диппредставительство именно такую аналитику направило в Москву, причем, видимо, используя оценки иностранных военных атташе.
Демонстративно-дружеский жест советского правительства с возвращением венграм захваченных в 1848 году знамен, хоть и произвел бурю в прессе, ничего по большому счету в последующих событиях не изменил.
Менее чем через полгода Венгрия вступит в войну против СССР, венгерские войска "прославятся" зверствами среди мирного населения и жестоким отношением к пленным даже больше немцев.
22 апреля 1941 г.
Агентурное сообщение из Берлина о планах немцев по получению новых источников пшеницы на Украине при сопроводительной записке наркома госбезопасности СССР В. Н. Меркулова И. В. Сталину, В. М. Молотову, Л. П. Берии. Архив СВР России. Л. 288-290.
Уже одного этого документа хватило бы, чтобы осознать неизбежное. Но с датами все по-прежнему очень туманно.
Источник получил информацию от графа фон Гагена, работавшего в комитете по4-х летнему плану (линия внутреннего снабжения). Утверждается, что созданные перед войной запасы зерна исчерпаны и Германия своими силами не сможет обеспечить себя на 1941-1942 года с учетом вероятного продолжения блокады со стороны США и даже разгром Англии данный факт не изменит. В то же время "украинское государство" под немецким протекторатом за два года вполне способно решить радикально немецкие проблемы с продовольствием. Источник делает вывод, что Германия будет вынуждена использовать хлебные и нефтяные ресурсы СССР - другого выхода у нее просто нет.
Задумайтесь с учетом вышесказанного, могли ли поставки зерна из СССР в рамках торговых соглашений оттянуть войну. Такое вполне возможно. О полученном нашей страной из Германии оборудовании можно судить, например, по этому документу:
Постановление Комитета обороны при СНК СССР "О закупке в Германии испытательного оборудования для НИИ ВВС Красной Армии" с приложением. 10 мая 1941 года. ГА РФ. Ф. Р-8418. Оп. 28. Д. 123. Л. 326-328.
В приложении (см. в конце статьи) список оборудования для проведения испытаний на усталость, твердость и пр. для различных типов деталей и элементов конструкции летательных аппаратов. Но гораздо большее значение имело закупаемое в Германии промышленное оборудование.
30 апреля 1941 г.
Шифртелеграмма полпреда СССР в Венгрии Н. И. Шаронова в НКИД СССР о беседе с посланником Словакии в Будапеште Я. Спишьяком о подготовке Германии к нападению на СССР. АВП РФ. Ф. 059. Оп. 1. П. 344. Д. 2354. Л. 107-105.
Основная тема документа - сложные и запутанные противоречия среди союзников и будущих сателлитов Германии. Между делом указано, что в беседе со словацким дипломатом было озвучено распределение участков вторжения на территорию СССР между венгерскими и германскими войсками. Напомним - словацкий контингент также принял участи в агрессии против нашей страны на стороне Германии. Всего лишь через два месяца.
5 мая 1941 г.
Наиболее тревожное сообщение, из которого следует, что начало боевых действий можно ожидать со дня на день.
Агентурное сообщение из Варшавы о военных приготовлениях Германии на территории Генерал-Губернаторства при сопроводительной записке наркома госбезопасности СССР В. Н. Меркулова И. В. Сталину, В. М. Молотову, С. К. Тимошенко, Л. П. Берии. Архив СВР России. Л. 341-344.
"После окончания весенних полевых работ" - это, скорее всего, середина мая с учётом региона.
Гораздо более существенные сведения ( в отличие от слухов) - это мероприятия по светомаскировке, изъятие у населения автотранспорта для нужд армии и развертывание госпиталей. Масштабная переброска войск на Восток через Варшаву также не могла быть случайной. Проводить такие перегруппировки "на будущее" очевидно слишком затратно и нецелесообразно - скрыть их невозможно, даже с учетом выселения местных из будущей прифронтовой зоны. Война при подобных раскладах (а речь идет о конце апреля) должна, по идее, начаться еще в мае.
Снова звучит версия о вторжении германских войск сначала на Украину, а затем через Турцию на Кавказ. Правда, на этот раз с добавлением "якобы".
И вместе с тем из Лондона приходят совершенно противоположные сведения.
8 мая 1941 г.
Записка наркома госбезопасности СССР В. Н. Меркулова в ЦК ВКП(б), НКИД СССР и НКВД СССР с приложением агентурного сообщения из Лондона о возможности вовлечения Финляндии в войну против СССР на стороне Германии. ЦА ФСБ России. Ф. 3-ос.. Оп. 8. Д. 57. Л. 1178-1179.
Сообщается, что по сведениям английской разведки (еженедельная сводка) финские офицеры абсолютно уверены, что в случае начала войны СССР и Германией их страна будет всеми силами вовлекаться в противостояние на стороне Третьего Рейха и немцы немедленно начнут наступление на Мурманск. Датой критического ухудшения советско-германских отношений называется май 1941 года.
19 мая 1941 года.
Записка наркома госбезопасности СССР В. Н. Меркулова в ЦК ВКП(б), НКИД СССР и НКВД СССР с приложением агентурного сообщения из Лондона о приготовлениях Германии к войне с СССР и отсутствии точных сроков нападения. ЦА ФСБ России. Ф. 3-ос. Оп. 8. Д. 57. Л. 1365-1366
Однако, как все знают, в середине мая обстановка слегка разрядилась - планы нападения на СССР были сдвинуты на конец июня. Теперь все представляется как результат проведенной германским штабом компании по дезинформации. Несостоятельность этих писаний легко проверить по предложенным документам. Так упоминается, в частности, приказ ОКВ от 8 мая 1941 года, согласно которому офицеров должны были проинформировать о предстоящей кампании примерно за восемь дней до начала боевых действий, а рядовой и унтер-офицерский состав — только в самые последние дни. Как это вяжется с донесением от 8 мая, по которому все немцы в Польше открыто обсуждают предстоящее вторжение?
Очевидно, что "обмануть Сталина" немцам не удалось. Понимание перспектив происходящего было у советского руководства в целом верное. Неверной оказалась оценка степени инерционности советской военной машины мирного времени, которая начала со скрипом разгоняться, но не успела этого сделать за имеющийся короткий промежуток времени.
ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ КОММЕНТАРИЕВ.
Точка зрения "я не знаю (я не слышал, я не читал) про это, значит этого нет" попадает уже в зону интересов узкопрофильных специалистов с медицинским образованием и дюжих ребят в белых халатах. Тут что-либо объяснять бесполезно. Но для просто сомневающихся сообщаем: все, про что вы читали, но никогда не видели непосредственно, будет в продолжении статьи, в том числе и пресловутая шифровка от Рамзая (Зорге).
Для самостоятельного изучения: