Найти в Дзене

"Степной волк"

Г.Гессе «Степной Волк»

О нем говорят как об одном из крупнейших писателей ХХ века - немецкий романист, поэт, публицист и критик Герман Гессе. В 1946 году ему была присуждена Нобелевская премия «за вдохновенное творчество, в котором все с большей очевидностью проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль». Гессе был награжден Франкфуртской премией имени Гете, Цюрихской литературной премией Готтфрида Келлера, премией Мира Западногерманской ассоциации книгоиздателей и книготорговцев; была присвоена почетная докторская степень Бернского университета.

Но для меня Гессе – это самый перечитываемый писатель из всей моей библиотеки. Со «Степным Волком» я познакомилась достаточно рано. Даже слишком рано, чтобы понять. Вначале это была всего лишь увлекательная история о степном волке Гарри - одиночке, эрудите, шизофренике и меломане. Наверно, прелесть стиля Гессе в том и состоит, что после каждого прочтения его книг открываешь все новые, удивительные вещи. Каждую строчку надо принимать как гомеопатический препарат - небольшими дозами, тогда будет достигнут наибольший эффект. И обязательно соблюдать временной интервал между каждыми «новыми» перечитываниями.

Не беру на себя ответственность рассказать о «Степном Волке». Еще в школе невзлюбила уроки литературы за так называемые «разборочные части»: что автор хотел сказать? Кто есть главный герой? Какова роль такого-то в жизни Главного героя? Мне это казалось противоестественным. Никогда не могла себе представить, что какой-либо из писателей перед написанием книги ставил для себя пометки: основная идея моего произведения – например, извечная борьба добра и зла, а красной нитью должна проходить мысль, что добро победит. Нет-нет. Могу поверить и верю, что писатель должен работать над своим детищем, вычеркивать, дописывать, перечитывать и даже сжигать… Но только не подходить к произведению как к учебнику «Что такое хорошо и что такое плохо».

Только лишь опишу свои ощущения от этого романа. В «Степном Волке» каждый ищущий найдет для себя яркую, как фейерверк, мысль. Каждый понимающий найдет для себя строчку, чтобы посмаковать ее в тишине.

Острая потребность жить и тягостное влечение к самоуничтожению; возвышенные идеалы, мелькающие в ледяной дали тени Бессмертных и тоска по теплу мещанского мира; попытки обрести себя в уюте домашнего кресла и побеги в неизвестность дождливых улиц. Но не стоит торопиться клеймить одно и возвышать другое. Ведь «Человек не есть нечто застывшее и неизменное [], а есть скорее попытка , узкий, опасный мостик между природой и Духом… К Духу, к Богу влечет его сокровеннейшее призвание, к матери-природе – глубинная тоска»

После «Степного Волка» остается четкое впечатление, как послевкусие от глотка хорошего коньяка – это вдохновение. Ясное представление, что путь будет трудным и, возможно, в конце этого пути многие будут разочарованы. Но сама Дорога жизни стоит того, что бы пройти по ней с высоко поднятой головой, расправив плечи и вдыхая полной грудью «..все мы находимся лишь на пути, лишь в долгом паломничестве к идеалу гармонии».