Из точек на Норвежском севере более или менее на слуху только один туристический центр - мыс Нордкап, пожинающий лавры самой северной точкой континентальной Европы. На деле Нордкап - это сама я северная точка, куда можно доехать на автомобиле, не прибегая к помощи паромов, но звание "континентального края земли" формально принадлежит вовсе не ему.
Публикую старый отчет о том, как мы зимой ездили на УАЗике в Норвегию к истиной "самой северной точке"...
Disclaimer: отчет писался сразу после поездки - в 2012 году - соответственно, многие соображения про логистику и цены уже не актуальны. Но впечатления и ощущения остаются навсегда!
Мыс Нордкап - это своего рода "пряник", которым заманивают в этот край туристов. Там и дорога более-менее нормальная (класса E - E6 и E69), и рельеф достаточно гористый - т.е. есть возможность отснять красивых фотографий, особенно в полярный день. Но расположен Нордкап на острове, т.е. условие "континентальности" этой северной точки, грубо говоря, не выполнено. Плюс в 2011-2012 году на своем транспорте доехать до него зимой было попросту невозможно. Зная, что в мире существуют бешенные русские туристы, дорогу начали перегораживать как для автомобилистов, так и для пеших любителей экстрима. Это правило появилось за несколько лет до моей поездки, но вряд ли могло скоро отмениться на радость безумцам;)
Теоретически, все, на что можно рассчитывать зимой, - это проезд по платному тоннелю до Хоннигсвога (слышала, что с середины 2012 он должен был стать бесплатным, т.к. его строительство неожиданно быстро окупилось, но не проверяла эту информацию). Дальше доставка осуществляется на туристических автобусах, сопровождаемых шайтанами (снегоуборщиками). О стоимости автобусного билета можно только догадываться... Где-то пишут 50 евро, где-то 100 евро с носа. Но на этапе создания маршрута я искренне считала, что если уж ломиться в северный край, то надо рассчитывать надо на свои силы, ну и немного на силы своей машины.
Нет, это не была очередная попытка что-то себе доказать, просто я полностью поддерживаю идею о том, что природные красоты сильнее ощущаются, если для их "получения" затрачены собственные усилия, а не просто деньги. Соответственно, автобусная "халява" мной как возможность не рассматривалась. Точно также можно улететь из Тромсе на Шпицберген, сидеть в аэропорту и радоваться "для галочки", так ничего и не увидев на островах.
Истинная северная континентальная точка менее "открыточная". Это более "плоский" полуостров Нордкин с городом Мехамн (Мехамн имеет статус самой северной рыбацкой деревни в Европе, самого северного гражданского аэропорта и много чего еще). До края географии, мыса Нордкин, там добраться можно только пешком. Это 13 км от городка или чуть больше 20 км от наиболее удобного места выхода в тундру (13 км пролегают чуть ли не напрямик: через все возвышения и ущелья, в том числе и реки, а вот 20 км - идет по относительной равнине с незначительными подъемами и спусками)... Ну или можно заплатить местным, которые готовы за деньги отвезти на чем угодно и куда угодно. Страшно подумать, пеший поход на лыжах на несколько дней с инструктором стоит там порядка 120 тыс. рублей с носа. Про снегоходы молчу. Так что эта возможность, опять же, не рассматривалась. Но я искренне полагала, что доехав до Мехамна, мы оставим машину и устроим радиальный выход, хотя бы на часть пути (40 км туда-обратно за 1 короткий трехчасовой световой день во время полярной ночи все равно не осилить, по крайней мере, мне).
Мехамн находится в 100 км по отворотке (Rv888) от дороги регионального уровня - Rv98. Как значится в справочниках, Rv98 в определенные сезоны может быть перекрыта временно, а на совсем закрывается в марте-апреле (на крайнем севере март-апрель - это самые снежные месяцы).
На севере сложно что-то прогнозировать, поэтому в качестве "резервного варианта" был запланирован и второй выезд к океану - по трассе Rv889. Это дорога регионального уровня, но внесенная в реестр "самых красивых дорог Норвегии". Советую пробежаться по ней хотя бы с помощью Google Street View - зрелище действительно впечатляет. Дорога идет от трассы "E69 на Нордкап" до городка (деревни) Хавесунд. Общая ее длина - чуть более 80 км. В районе Хавесунда построена ветряная электростанция - и я надеялась выехать из города на внешнее побережье очередного полуострова по дорогам, которые неизбежно должны чистить для обслуживания ветряков. Там планировалась еще одна радиалка - на этот раз не более нескольких километров, просто по плато до разных его участков.
***
Пожалуй, экскурс в географию на этом можно завершить, отослав желающих к карте Норвегии (хорошая карта оказалась отдельной проблемой, но Open Street Map вам в помощь - лучшее из халявного, что удалось найти мне).
***
Мысли о поездке в зимнюю Норвегию грызли меня давно. Упиралось все в 3 барьера:
- таможенные проблемы - УАЗ патриот с Евро2 с натягом, провоз снаряжения и запчастей и т.п.;
- цены на бензин;
- языковой барьер - это в России я знаю, как попросить помощи у дорслужбы, там ведь простое объяснение проблемы не столь важно, как интонация... а в зимней Норвегии про важность оттенков настроения в голосе можно забыть, даже если изучить английский.
С первой проблемой частично справились подготовкой. С одной стороны, я планомерно урезала содержимое багажника, оставляя самое необходимое: что-то ремонтировалось, что-то докручивалось, что-то менялось... к примеру, как раз тогда под капотом появился гелевый аккумулятор.
С другой, подспорьем нам был Ванич, на квартире которого в Кировске можно было оставить определенное барахло (в итоге там осталась только вторая запаска, подстраховывающая нас от необходимости искать какие-то нелепые колеса, в случае прокола, как это было в прошлом году). Относительно дорогие запчасти, без которых на мой взгляд нельзя было обойтись, но при этом по явно высказанному мнению таможни они не являются товарами для личного пользования, я уложила в самые дальние углы необъятного багажника. На мой взгляд тут все честно - ступичные подшипники и запасной бензонасос в моем случае действительно необходимы, но лишний раз препираться на таможне не хотелось...
Помниться, у меня на стене вконтакте очень много возражений вызвала моя идея специально под эту поездку покупать одинаковые зимние колеса. Принимая это решение, я руководствовалась двумя мыслями: о пограничниках и о полном приводе. Надо сказать, что решение было самым правильным. Ибо новая резина оказалась с большим числом шипов, а они там были жизненно необходимыми.
Цены на бензин, к сожалению, перед поездкой снизить или как-то компенсировать не получилось;))) Заправлялись мы по 75 - 96 рублей ЗА ЛИТР!!! Была мысль часть бензина везти из Финляндии (там он несколько дешевле), но здесь мы обломались. В Финляндии, как оказалось, продают 95-й бензин только с 10-% содержанием этанола. Будучи не уверенными в том, что Патр переживет такое топливо, даже пришлось побеспокоить нескольких человек в России глупыми вопросами через СМС-ки... В итоге проблема решилась тем, что мы вообще не заправлялись в Финляндии - на запасе топлива из России дотянули до Норвежского Карашока.
Если б речь шла о поездке летом, и речи бы не шло о каких-то сомнениях - можно было бы спокойно заправляться чем угодно, хоть у местных покупать. Но крайний север зимой не любит шуток с топливом. Очень уж не хотелось лишиться хотя бы лямбды, которая могла бы мне серьезно повысить расход именно там, где мы не знаем нужных слов и не имеем таких денег, чтобы просить о помощи. Шляпа с "дотянули до Норвегии" тут заключалась в том, что наша "точка невозвращения", т.е. точка, после которой нам уже не вернуться в Россию, не заправившись Е95Е10, находилась на территории Финляндии. А значит попытка "дотянуть до Норвегии" была в определенной степени риском (если в первом же городе вдруг закрыта заправка или карточки не принимают, или там тоже только Е10 - мы бы уже ничего не смогли поделать).
Норвегия отличается еще и тем, что до сих пор не перешла на Евро, поэтому, имея с собой некоторый запас наличных евриков, мы рассчитывали запастись и кронами. Перед отъездом я даже поездила в некоторые банки - поспрашивала на тему этой нестандартной валюты. Т.к. меня послали в Питере, планировалось, что какое-то количество налички мы снимем, уже перейдя границу с Финляндией. Но оказалось, что это не обязательно - во всех деревнях принимают карточки. Это всяко проще, чем возиться потом с ненужными монетками.
Конечно, я обычно стараюсь в такие замуты ехать, имея на руках некоторое количество денег, на которые можно купить как минимум "вызволение" своей машины сторонними службами. В этот раз это был просчет, слава богу, не обернувшийся серьезными проблемами.
Частично компенсировала расходы идея ехать через северные КПП (Лотта на въезде и единственный норвежский на выезде из Шенгена), плюс пассажиры до Кировска, поучаствовашие в заправке. Те КПП, к слову, позволили пройти все формальности относительно без очереди. В ту сторону мы стояли в большой по местным меркам пробке - на 1,5 часа. В обратную сторону общее время прохождения двух границ - 15 - 20 минут.
Что же касается языкового барьера... Он есть, да еще какой! И у нас, и у них - своеобразный акцент, который между собой не всегда может договориться. Оказывается, даже заказ кофе на заправке может стать в этом случае проблемой. Но наша поездка изначально не подразумевала массового общения. Спали мы в машине, еду везли с собой, заправлялись на автоматических заправках...
Кстати, о еде хочется сказать отдельно. Я, как "умная маша" построила раскладку только на том, что можно официально провозить через границу: консервированные овощи (не картошку) и рыбные консервы в объеме не более 2х кг на двоих (плюс всякие ништяки - сухари, шоколад, орехи). Не стоит и говорить, что после такого рациона мы приехали на территорию России и 4 дня не вылезали из ресторанов по пути от Никеля до СПБ, где подают мясо и салаты;))
***
Но пока я говорила только о подготовке. Что же сама поездка?
Реальность там превзошла все мои ожидания. Погода, дороги, какие-то элементы быта - почти все, что я представляла перед выездом, можно смело умножать на 10, и тогда, быть может, понятие будет соответствовать истине.
Конечно же, там убийственно красиво. Заснеженные скалистые сопки, уходящие в незамерзающий океан... Но красиво - это не единственная характеристика тех мест.
Я, помниться, писала, что там будет тепло... Да, температура не опускалась ниже -15 градусов (-22 мы видели лишь однажды, проезжая уже по Российской территории город Никель), перед глазами - незамерзающий океан. Но, во-первых, там очень сыро (именно из-за окена), а, во-вторых, там ветер. Нет... не просто ветер... а Ветер... ВЕТЕР!
Где-то я слышала, что саамы (коренное население нашего севера и региона Финнмарк в Норвегии) считали северный ветер чуть ли не спасительным, а южный - губительным. Я догадывалась о причине, пока шастала в прошлые года по Печенгскому району... теперь догадка переросла в уверенность. Южный ветер, преобладающий зимой, несет с собой метели, волны... возможно, для кого-то - смерть, поскольку делает возвращение от берега на материк крайне сложным.
Машину на этом ветру в прямом смысле сдувает с дороги - серпантины вынуждают постоянно поворачивать, поэтому часто ветер приходится в борт даже при движении на север. Родные УАЗовские уплотнители, нареканий на которые раньше у меня не возникало (в -35 можно сделать тепло в салоне во время движения), сдали. Если машина двигалась бортом к ветру, то при полной печке в какие-то жалкие "-15" по Цельсию начинал замерзать человек, сидящий с соответствующей стороны... Если ветер дул в зад стоящей машине, внутри было не согреться. Отмечу, что на задней двери у меня стоит двойная резинка!!! - самостоятельный тюнинг, в свое время позволивший избежать протеканий на глубоких бродах и во время сильного дождя.
Порывы раскачивали Патр, как будто мы движемся по бездорожью, а на первой стоянке, выбранной для ночлега, кажется, даже сдвинули двухтонный УАЗ с места. На эту тему мы не имели прямых доказательств... на гладком льду парковки остались следы от шипов (но совсем не такие, как оставляет АБС при торможении) - поэтому после безуспешных попыток уснуть мы приняли решение эвакуироваться в другое, менее ветренное место.
Самое забавное при таком ветре - пытаться открыть двери. Ветер либо не дает этого сделать (от меня это требовало приложения обеих рук и ощутимого усилия), либо, наоборот, отрывает двери так, что у меня еле хватало сил удерживать ее в полуоткрытом состоянии (даже держась другой рукой за руль в качестве опоры). С одной из задних дверей мы, похоже, не уследили - теперь она открывается с характерным шумом. Похоже, когда я ее случайно отпустила, вылезая из машины, ветер погнул крепления. Естественно, открытая дверь - это повод улететь с торпеды не только мелким бумажкам, но и всяким подшлемникам-перчаткам. Хорошо хоть банки консервов не улетали;))
Человек, вышедший на улицу в такой ситуации, мог чуть ли не ложиться на потоки воздуха. Частично помогали грамотные подошвы на ботинках, но даже Леха, отрывая одну ногу от земли, немного сдвигался с места под действием порывов ветра.
Естественно, в таких условиях пешие выходы у нас обломались. Если ветер готов был сдвигать людей в глубине фьорда, в низине, соваться на плато поближе к открытом океану было как минимум глупо. Погода улучшилась только к концу поездки - в Варангерфьорде. Но там мы уже спешили в Россию...
Ветер, кстати, сдувает с берегов почти весь снег, поэтому на фотках пейзажи выглядят скорее по-осеннему (поздняя, но не холодная осень). Как-то у нас в голове суровая зима автоматически ассоциируется с большим количеством снега. Но я могу с уверенностью сказать, что снег - это не *опа... Самая *опа - это когда УЖЕ нет снега.
Местные дороги... это вообще отдельный разговор. Такое ощущение, что и без того сложные серпантины без обочины (а во многих местах и без отбойников) специально заливают в каток. Если на наших трассах приходится жаловаться на участки льда поверх асфальта, то там - это редкие кусочки асфальта в непрерывном льду. Еще и "полосатого" (Унимоги выцарапывают при очистке снега на льду продольные полосы, добавляющие неустойчивости на дороге).
И кто вообще сказал, что в Европе все хорошо с дорогами? Это трассы класса Е более или менее прямые и обустроенные. Хотя даже там зимой закрыта вся придорожная инфраструктура, включая мусорки и туалеты. Региональные дороги - в разы сложнее даже летом, не говорю уже про зиму. На долю региональных дорог пришлась большая половина нашего маршрута - порядка 600 км из 1100. Бесполезно описывать сложности на дороге: повороты, неровный, но скользкий лед... Скажу, однако, что опыт бывает разный... бывает после завершения некого дела ты понимаешь, что с легкостью повторишь свои действия. Такие ощущения у меня, например вызывает большой круг по Рыбачьему. Один раз проехав эту дорогу, я знала, что смогу и второй, и третий, и десятый. С норвежским севером получилось несколько иначе. Мне до сих пор кажется, что не улетели в какой-нибудь обрыв мы чудом, при этом нет вообще никакой уверенности в том, что повторно я бы проехала все так же успешно. На фоне региональных норвежских трасс дорога Мурманск - Печенга выглядит простой, ровной и совсем не скользкой.
Почти все региональные участки, где мы ездили, снабжены шлагбаумами, закрываемыми во время сильных метелей. На пути в Мехамн мы уперлись в один закрытый участок. На парковке перед шлагбаумом был единственный встретившийся нам теплый туалет и, как потом поняли, расписание шайтанов, уходящих в тундру. Следующие 84 км при не благоприятных погодных условиях машины идут колонной за снегоуборщиком (участок разбит на 2; посередине в расселине есть еще одна небольшая парковка, но уже без удобств).
Честно говоря, мне сложно представить, что же там были за погодные условия на трассе, когда ее перекрыли. В этот момент в низине, где расположена парковка, ощутимо мело и раскачивало Патр. Устав от бесконечного льда и заносов, мы остались спать до утра. Спустя 10 часов метель в низине практически закончилась - снежинки размеренно падали на землю. Шлагбаум был открыт. Но "сказочная" погода была лишь в долине. Чтобы получить свою порцию метели достаточно было подняться на плато, по которому идет дорога в Мехамн. Пока мы пробирались через растущие на глазах переметы на дороге, в голове крутилась только одна мысль: что же там творилось накануне? Ясно, почему машины так шустро ринулись за унимогом-снегоочистителем. В их интересах было оказаться НЕ в конце колонны.
На других участках нам доводилось видеть переметы выше Патриота. Некоторые из них сняты на камеру и со временем, надеюсь, появятся в ролике о поездке. Была и метелька, но вот ее снять как раз не удалось. Камера автоматом подгоняет контраст, поэтому в сложные моменты дорогу было лучше видно как раз в камеру, а не в окно машины;) хоть по экрану едь;))
Из-за всех этих погодных и дорожных особенностей спать по пути оказалось практически негде. Большинство парковок на трассе либо сделаны изначально под углом, либо находятся на открытых местах и покрыты ледяной коркой. Хотя мы и догадались разворачивать машину мордой по направлению ветра (это снижало "продувание", все-таки морда - самая ветро-изолированная часть автомобиля), проблема с ветром не была до конца решена. Во многих местах парковки не имели видимого ограничения - были все шансы потихонечку скатиться по льду в овраг или океан. После следов на первой стоянке не было веры, что нас не сдует. Все это не очень укладывается даже у меня в голове: 2 тонны... на шипах... и вдруг сдует... Но, поверьте, там эта перспектива выглядела вполне реально, даже после получения диплома физика.
На тех редких площадках, где ветер слаб, а лед встречается лишь местами, нет того уединения, которое можно было найти на Рыбачьем. Везде какие-то домики, на парковки постоянно заезжают местные - то ли проверить, что мы ничего противозаконного не делаем, то ли узнать все ли у нас в порядке. Из трех ночевок на территории Новергии комфортной нельзя в итоге назвать ни одну. Все время это был какой-то поиск компромиссов. Наиболее удачной на мой взгляд оказалась стоянка у теплого туалета. Хоть это и было в 300 метров от базы дор-служб под фонарями, субъективно сложилось ощущение, что местечко из уединенных. Слишком уж малой популярностью пользуется трасса на Мехамн.
Так или иначе, зимой все рассчитано на то, что туристы будут ночевать в отелях. Сами мы не пошли по этому пути только из-за денег. Самые занюханные номера, которые удалось найти через инэт, зимой стоят от 4,5 - 5 тыс. за ночь.
***
Несмотря на сложности, до Мехамна мы все-таки доехали, т.е. по сути пересекли 71-ю параллель на машине. Координаты городка: 71°2'20"N 27°50'56"E.
Теперь вот очень хочется туда летом... Только уже без Патриота, с палаткой и на какой-нибудь бешенной ничего не жрущей легковушке;)
***
Ну а теперь фотки... Вставлять их по ходу повествования, наверное, нет смысла. Все равно фотоаппарат доставался только там, где не сдувало штатив. Т.е. фото-подборка получилась весьма не полная...
В реальности оно, конечно, слабже. Но и условия при этом темнее. Здесь применена чуть ли не 15-секундная выдержка (а многие кадры снимались и вообще на ручном автоспуске... с помощью пульта из кнопочки и киндер-сюрприза)
Полярная ночь помешала нам отснять многие "космические" виды... Но некоторые ухватить все-таки удалось. К слову, светового времени у нас было всего пара - тройка часов в сутки.
Океан, как и летом на Рыбачьем, - красив и постоянно меняет свой цвет, в зависимости от цвета неба и освещения. Облака в наш приезд, правда, рождались не столь активно: все-таки для такого явления было относительно тепло...
В особо-страшных местах дороги посыпаны... Но в большинстве - нет.
Мехамн
И напоследок еще немного не очень получившихся фоток северного сияния: