Найти тему

Смоленский транспорт. Московский и Поречский почтовые тракты

Ранее мы уже писали о том, что основным средством транспортной логистики до появления железных дорог являлась государственная ямская гоньба. Передвижение ямщиков в середине XIX века осуществлялось по грунтовым дорогам – почтовым трактам, на всём пути следования которых находились станции с ямщиками и лошадьми. Главными узлами почтовых сообщений в Смоленской губернии, как и сегодня у железнодорожного транспорта, являлись города Смоленск и Вязьма. Двумя основными «магистралями», выходящими из Смоленска, были Московский и Поречский тракты, соединявшие наш город с Москвой и Санкт-Петербургом.

-2

Оба они фактически начинали свой путь от Ямской слободы, бывшей логистическим центром города. Московский тракт, именуемый сегодня Старой смоленской дорогой, до Соловьёва перевоза (переправы) представлял из себя шоссе (дорога с твёрдым покрытием поверх искусственного и сточными канавами по бокам). Далее начиналась обычная грунтовка. Московский тракт на территории губернии проходил через следующие почтовые станции – Курдымово, Соловьёво, Михайловка, Дорогобуж, Васино, Бушуково, Поляново, Вязьма, Лехново, Царёво-Займище, Гжатск, Жулево и Гриднево. В общей сложности на этих станциях в 1850-е годы имелась 191 лошадь и 71 ямщик.

-3

Поречский же тракт начинался от Покровской горы и проходил, как мы писали ранее, по нынешней территории аэродрома «Северный», а дальше следовал через станции Терехи, Кисели, Пересуды и Поречье (ныне – Демидов), а затем пресекал границу Смоленской и Витебской губерний. Совокупно на этих станциях размещалось 12 лошадей и 5 ямщиков.