Найти в Дзене
DL24 | История авто

Dodge WC - не Weapons Carrier

По поводу широко распространённой, но некорректной расшифровки обозначения семейства армейских автомобилей Dodge WC (у нас более известных как "Додж 3⁄4") как Weapons Carrier - "носитель вооружения". Несмотря на очевидное созвучие, это не так, а буквы WC на самом деле происходят из сугубо гражданской номенклатуры грузовых моделей фирмы Dodge, использовавшейся как минимум с начала 1930-х. Как, вероятно, некоторые читатели уже в курсе - легковым моделям этой марки присваивались внутризаводские обозначения, состоящие из буквы D (Dodge) и порядкового номера - например, D2 (1936 модельный год), D5 (1937), D8 (1938), D11, D12 и D13 (1939, две последние модели выпускались для рынка Канады и экспорта), D14 и D17 (1940, обычное исполнение и люксовое Luxury Liner Special) - и так далее. Эту систему продолжили использовать какое-то время и после войны - например, модели 1946 года получили обозначения D24 и D25, а 1952 - D39 (линейка Kingsway), D40 (Crusader, Regent) и D42 (Coronet). Так вот - у
Оглавление

По поводу широко распространённой, но некорректной расшифровки обозначения семейства армейских автомобилей Dodge WC (у нас более известных как "Додж 3⁄4") как Weapons Carrier - "носитель вооружения". Несмотря на очевидное созвучие, это не так, а буквы WC на самом деле происходят из сугубо гражданской номенклатуры грузовых моделей фирмы Dodge, использовавшейся как минимум с начала 1930-х.

Как, вероятно, некоторые читатели уже в курсе - легковым моделям этой марки присваивались внутризаводские обозначения, состоящие из буквы D (Dodge) и порядкового номера - например, D2 (1936 модельный год), D5 (1937), D8 (1938), D11, D12 и D13 (1939, две последние модели выпускались для рынка Канады и экспорта), D14 и D17 (1940, обычное исполнение и люксовое Luxury Liner Special) - и так далее. Эту систему продолжили использовать какое-то время и после войны - например, модели 1946 года получили обозначения D24 и D25, а 1952 - D39 (линейка Kingsway), D40 (Crusader, Regent) и D42 (Coronet).

Dodge HC Station Wagon 1933 года: как я уже неоднократно тут писал, универсалы в то время считались частью грузового, а не легкового модельного ряда, поэтому и обозначение - как у грузовика. Отсутствие цифр означает, что у автомобиля самая короткая колёсная база в 116".
Dodge HC Station Wagon 1933 года: как я уже неоднократно тут писал, универсалы в то время считались частью грузового, а не легкового модельного ряда, поэтому и обозначение - как у грузовика. Отсутствие цифр означает, что у автомобиля самая короткая колёсная база в 116".

Так вот - у доджевских грузовиков и пикапов (американцы их терминологически не разделяют) всё было похоже, но по-другому: в их обозначениях было две буквы (а иногда три и даже более) - первая из которых обозначала модельный год, а вторая номинальную грузоподъёмность - и несколько цифр, кодирующих длину колёсной базы.

Dodge LC Panel Delivery 1936 года.
Dodge LC Panel Delivery 1936 года.

Первая буква H означала 1933-1934 модельные годы; K - 1935, L - 1936, M - 1937, R - 1938, T - 1939, а V - 1940. Соответственно, буква W изначально обозначала автомобиль выпуска 1941 модельного года. И только из-за начала войны и свёртывания гражданского производства серия "застряла" на этой букве, которая использовалась вплоть до окончания выпуска соответствующего поколения в 1947 году. А в 1948 модельном году Dodge решил начать всё с начала и выпустил серию грузовиков Dodge B - "но это уже совсем другая история"...

Dodge TE-32 - грузовик 1939 модельного года грузоподъёмностью 1 1⁄2 тонны с базой 160".
Dodge TE-32 - грузовик 1939 модельного года грузоподъёмностью 1 1⁄2 тонны с базой 160".

Вторая буква, обозначающая грузоподъёмность, расшифровывалась следующим образом: С - 1⁄2 тонны; D - 3⁄4 тонны либо 1 тонна; E (только 1939 год), F и G - 1 или 1 1⁄2 тонны; R (только 1940) - 1 1⁄2 тонны; H, L и S - 2 тонны; J - 2 1⁄2 тонны (только 1946-1947); K и R (c 1946) - 3 тонны. Разнобой в рейтингах объясняется тем, что на одном и том же базовом шасси могли выпускаться как более короткие, так и более длинные машины, у которых грузоподъёмность могла несколько варьировать.

Таким образом, серия Dodge WC - это изначально все грузовые автомобили и пикапы Dodge выпуска 1941 модельного года с грузоподъёмностью 1⁄2 тонны. И в теории это работает безотносительно того, военная перед нами машина или гражданская - армейские грузовики просто унаследовали это обозначение вместе с шасси (как было на практике - см. ниже; и да, изначально грузоподъёмность этого шасси составляла именно 1⁄2 тонны, а не 3⁄4 - увеличили её у военного варианта лишь с конца 1941 года, после соответствующего усиления).

Dodge WD-21 - совершенно гражданский пикап 1941 модельного года, построенный на однотонном шасси с колёсной базой 133".
Dodge WD-21 - совершенно гражданский пикап 1941 модельного года, построенный на однотонном шасси с колёсной базой 133".

Если в обозначении была третья буква, и она была буквой D - то это означало, что на данную модель установлен дизельный двигатель (например, VKD-60). Иногда встречались и другие литеры - но для этого поста хватит и краткой справки. Очень годная таблица с подробной расшифровкой всех обозначений есть, как ни странно, в статье на Википедии.

Что касается цифровых индексов - то я не буду перечислять все варианты (тем более, что их смысл порой менялся год от года), а просто скажу, что чем больше это число - тем длиннее колёсная база грузовика. Например, отсутствие цифр указывало на самую короткую среди доджевских "траков" колёсную базу в 116″ (2,95 м); число 15 - на базу в 120″ (3,05 м); 20 - 126" (3,2 м) - и так далее, вплоть до числа 63, обозначавшего "глисту длинную" с колёсной базой 205" (5,21 м).

Dodge WH-47 - 1941 модельный год, грузоподъёмность 2 тонны, база 160", кузов с высоким решетчатым бортом. Реально такие автомобили выпускались с 1941 по 1947 год.
Dodge WH-47 - 1941 модельный год, грузоподъёмность 2 тонны, база 160", кузов с высоким решетчатым бортом. Реально такие автомобили выпускались с 1941 по 1947 год.

Но сразу скажу: это у обычных гражданских грузовиков - к армейским вариантам последнее не относится; у них эти цифры кодировали не длину базы, а назначение и/или тип кузова. То есть, обозначения военных версий вроде WC-51 - не чисто доджевские, а гибрид фирменного обозначения серии и присвоенных военными цифровых индексов, да и то с нюансами; подробнее об этом будет чуть ниже.

Уф, вроде бы с этим покончили. Теперь - непосредственно к армейским внедорожникам...

Армейская серия VC

Для начала - первые их серии были выпущены ещё в 1940 модельном году, и, соответственно, имели обозначения на V, а именно - VC (1⁄2 тонны) и VF (1 1⁄2 тонны). Причём все "полутонники" имели самую короткую в семействе колёсную базу в 116" (2,95 м), и по доджевской системе вообще не должны были иметь цифр в обозначении.

Как видите - передок используется всё ещё не упрощённый, а от гражданского грузовика/пикапа.
Как видите - передок используется всё ещё не упрощённый, а от гражданского грузовика/пикапа.

Те же цифры, которые были им присвоены военными, как я уже говорил, указывали на тип установленного на доджевское шасси специального кузова и назначение получившегося при этом автомобиля: VC-1 - командирский / разведывательный; VC-2 - то же самое, но с рацией; VC-3 - пикап с закрытой кабиной и лавками для перевозки личного состава; и так далее.

Dodge VC-6 Carryall (T202)
Dodge VC-6 Carryall (T202)

Наконец, Dodge VC-6 был "кэрри-оллом" - то есть, в зависимости от вашего вкуса, либо небольшим полноприводным автобусом капотной компоновки, либо здоровенным внедорожником в сегодняшнем понимании этого слова, с закрытым цельнометаллическим кузовом.

-10

Вся же полуторатонная серия VF - от VF-401 до VF-405 - состояла из грузовиков с закрытой кабиной и бортовым кузовом; отличались они друг от друга малоинтересными для нас нюансами комплектации.

И да - у всей этой техники помимо вышеупомянутых армейских индексов были ещё и дублирующие внутризаводские ("инженерные") обозначения самого "Доджа", вроде T-202, T-203 или T-112 - совершенно не совпадавшие с армейскими. Но в эту степь я залезать уж точно не имею ни малейшего желания...

Армейская серия WC

Dodge WC-4 - пикап с открытой кабиной. Передок уже упрощённый, но раннего образца.
Dodge WC-4 - пикап с открытой кабиной. Передок уже упрощённый, но раннего образца.

Что касается 1⁄2-тонных и 3⁄4-тонных армейских моделей наиболее известной и массовой серии WC, то есть - производства 1941 модельного года и далее, то здесь количество обозначений настолько велико, что я даже не буду пытаться перечислить их все (если это кому-то интересно - в нормальном виде их перечень есть в статье на англоязычной Википедии). Просто скажу, что тот автомобиль, который сразу возникает перед глазами при произнесении слов "Додж 3⁄4", появился лишь в ходе модернизации конца 1941 - начала 1942 года, состоявшей преимущественно в технологическом упрощении кузова и усилении рамы под увеличившуюся нагрузку - те самые 3⁄4 тонны:

Модернизированная серия сохранила обозначение WC - хотя по идее шасси грузоподъёмностью 3⁄4 тонны уже должно было стать частью серии WD. Почему так ? Да по той простой причине, что военные положили большой и толстый на правила номенклатуры самого "Доджа" и с армейской прямолинейностью посчитали буквы WC общим обозначением всех этих автомобилей - безотносительно того, как они изначально расшифровывались. В результате обозначение WC сохранили даже появившиеся впоследствии трёхосные версии WC-62 и WC-63 с грузоподъёмностью 1 1⁄2 тонны. То есть, по сути, все обозначения поздних автомобилей серии WC - это продукт бесцеремонного надругательства армейцев над довоенной доджевской номенклатурой.

В первую очередь, конечно же, надо выделить грузопассажирские модели с открытой кабиной, WC-51 (без лебёдки) и WC-52 (с лебёдкой спереди) - наиболее массовые и узнаваемые как среди ленд-лизовской техники, так и в самой американской армии. Именно это и есть тот самый "Додж 3⁄4", который мы все знаем и любим:

WC-51
WC-51

Но нужно помнить, что они были далеко не единственным вариантом - наряду с этим кузовом выпускались и иные, причём самые разнообразные - включая пятиместные командирские, закрытые "кэрри-оллы", "санитарки", передвижные мастерские самого различного назначения, и так далее, и тому подобное; такому ассортименту можно было лишь позавидовать - причём далеко не только нашему автопрому тех лет, но и, к примеру, немецкому:

Наконец, как и в 1940 модельном году, выпускались армейские "полуторки" серии WF, имевшие привод только на заднюю ось и в целом представлявшие собой упрощённую гражданскую модель грузовика; в 1942-1944 годах их сборка из машинокомплектов велась в Иране, откуда они поставлялись в СССР; их обозначение полностью соответствовало номенклатуре "Доджа":

Dodge WF-32 - бортовой кузов, база 160" (4,06 м).
Dodge WF-32 - бортовой кузов, база 160" (4,06 м).

Точки над i

Так вот - внимание: из всего этого многообразия только автомобили с обозначениями VC-5, WC-3, WC-4, WC-13, WC-21, WC-22 (грузоподъёмность 1⁄2 тонны), WC-51 и WC-52 (3⁄4 тонны) имели официальное обозначение Weapons Carrier, указывающее на возможность штатного крепления в кузове пулемётной установки M24A1 - на которую, в свою очередь, могли быть установлены пулемёты Браунинга M1918, M1919 (7,62 мм) или M2 (12,7 мм):

-16

Причём эти "носители вооружения" не следует путать с имевшим постоянно установленную в кузове 37-мм противотанковую пушку истребителем танков Gun Motor Carriage M6, он же Dodge WC-55.

Итак, во-первых - WC не расшифровывается как Weapons Carrier и вообще не является аббревиатурой, а во-вторых - далеко не все машины серии WC были "носителями вооружения". Совпадение между являвшимся продолжением типовой номенклатуры обычных доджевских "траков" обозначением серии Dodge WC - которая помимо самых разных военных моделей включала в себя и сугубо гражданские машины - и названием типа армейского автомобиля Weapons Carrier носит абсолютно случайный характер.

Вероятно, "расшифровывать" таким образом буквы WC начали либо сами служившие на этих автомобилях солдаты, что-то где-то слышавшие, но не очень хорошо разбиравшиеся в официозных обозначениях (а в них, как вы сами могли убедиться, сам чёрт ногу...), либо уже послевоенные историки. И очень жаль, что эту ошибку многие повторяют до сих пор.

Кстати, пишут, что сами американские солдаты окрестили доджевские военные автомобили "Бипами" - от Beep, Big Jeep - но в дальнейшем это название как-то не прижилось.

-17

В заключение стоит также отметить, что в Красной Армии на эти машины имелся свой взгляд, довольно сильно отличающийся от американского: как и практически любая полноприводная автомобильная техника, они в первую очередь рассматривались в качестве тягачей для артиллерийских орудий. Ими регулярно тягали даже довольно тяжёлые дивизионные пушки ЗИС-6 (впрочем, их и к "Виллисам" с ГАЗ-64 пытались подцеплять, что уж там). Американцы, разумеется, также рассматривали серию WC в том числе и в качестве быстроходных тягачей - но это всё же не было их основной задачей.

ГАЗ-62 - думаю, концептуальное сходство более, чем очевидно. К тому же, машина строилась на похожих агрегатах, включая выпускавшийся у нас лицензионный вариант доджевского мотора.
ГАЗ-62 - думаю, концептуальное сходство более, чем очевидно. К тому же, машина строилась на похожих агрегатах, включая выпускавшийся у нас лицензионный вариант доджевского мотора.

После войны в СССР поначалу очень хотели заполучить собственный вариант подобной машины, разработка которого велась под обозначениями ГАЗ-68 и ГАЗ-62 - но со временем работы зашли в тупик. Возможно, из-за потери интереса самими военными, а возможно и из-за того, что не пошла в серию базовая модель полуторатонного гражданского грузовика - "полуторка" ГАЗ-56, с которой ГАЗ-62 был довольно широко унифицирован. Как бы там ни было, но это немного грустно - внедорожник тяжёлого класса из него можно было бы построить отменный...