Нам принесли в работу роскошный вольфовский двухтомник «Рим» В. Вегнера.
На первый взгляд требовалась минимальная реставрация: блоки выглядели крепкими, кожа и ледерин на переплёте – без значительных утрат. Великолепное тиснение сохранилось полностью.
При более детальном осмотре выяснилось, что тетради держатся на скрепках, которые начали ржаветь. Из-за этого в разных местах выпадали листы. Блоки решили перешивать.
Мы всегда предупреждаем заказчиков, что ручная сшивка отличается от типографской. После неё, как правило, блоки немного «гуляют» и обрезы редко остаются в первоначальном виде. Здесь мы имели дело с красивейшими мраморными обрезами. Их необходимо было сберечь.
Мраморные обрезы делают в той же технике, что и мраморную бумагу – эбру. Каждый из трёх обрезов опускается в подготовленную воду с красками. Важно, чтобы при этом блок был максимально крепко зажат струбцинами и жидкость не просочилась внутрь книги. Конечно, рядовые книги мраморными или расписными обрезами не награждались.
Внешний вид нашего издания замечательно сочетается с его содержанием.
Вильгельм Вегнер – авторитетный немецкий специалист по истории античности. На русском языке вышли его книги «Рим» и «Эллада». Перевод «Рима» редактировал историк и филолог Василий Иванович Модестов. Помимо общих профессиональных интересов Вегнера и Модестова объединяет то, что оба преподавали в средней школе и университетах. Это сказывается на манере изложения материала: оба пишут просто, ясно, увлекательно.
В предисловии Василий Иванович подчёркивает, что литературы о древнем мире крайне мало. Ещё меньше книг, в которых не только описываются недавние археологические находки, но и анализируется быт и культура давно исчезнувших народов. Вегнер исследовал жизнь древних римлян, пытаясь понять, за счёт чего Риму удалось стать могущественной империей и как он повлиял на будущие цивилизации.
Вернёмся к нашему быту. Перешивка блока и отбивка грибка – это привычные операции для переплётчиков. Здесь же от мастера понадобилась предельная аккуратность и выверенность каждого движения: тетради подгонялись друг к друга по одной и выравнивались несколько раз. Только так получилось воссоздать неповторимый мраморный узор с обрезов. Мы соблюли один из главных принципов реставрации: виден результат работы, но не сама работа – стороннее вмешательство.
А что вы помните из истории Древнего Рима? Почитали бы Вегнера?