Легендарный Владимир Высоцкий...
Легендарный фильм "Место встречи изменить нельзя".
Что-то я не помню широкоупотребимого словосочетания "Легендарный режиссер Станислав Сергеевич Говорухин"... А ведь без него не было бы ни легендарного фильма, ни легендарного образа Жеглова
Станислав Говорухин - режиссер, сценарист, актер, продюсер, Народный артист России и заслуженный деятель искусств Украины. Кандидатом в президенты России был. Нет, не техническим кандидатом. Станислав Сергеевич - гражданин, и все в его время знали, что он - совесть эпохи.
Тем более, не смотрите на дурацкие результаты поисков в интернете - плод маркетинговых фантазий жадных блогеров. Был у него роман со Светланой Ходченковой или не был - это совершенно не важно для анализа творчества такой глыбы, как Говорухин, который создал фильмы "Вертикаль" с Владимиром Высоцким, "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо", "Место встречи изменить нельзя", "Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна", "Возвращение Баттерфляй", "Десять негритят", "В поисках капитана Гранта", "Благословите женщину", "Конец прекрасной эпохи" и многие другие.
Также во многих фильмах он снимался как актер, в том числе, в культовом фильме "Асса" в роли Крымова.
Не буду перечислять все работы и роли, их много. Вы можете легко их найти, пересмотреть и через них познакомиться с целостной личностью, отраженной в произведениях.
Я лишь перескажу историю очевидца, которому в детстве посчастливилось присутствовать на съемках фильма Говорухина. Вот его рассказ:
"Таки да, я учился в одесской школе. Особенно трудно давалось начало учебного года: ведь в сентябре в Одессе еще лето, вода в море еще теплая, и за месяцы каникул мы привыкли к свободе и безделью...
Нам было лет десять, когда в класс ненадолго пришел... назовем его так: "новичок"). Честно говоря, я не помню ни имени, ни фамилии этого интеллигентного изящного мальчика... Но его самого никогда не забуду, потому что, благодаря его недолгому пребыванию в нашем классе, мы прикоснулись к чуду создания кино! Да Какого кино!
Дело было так: как я помню, мать Новичка работала на киностудии, кажется, она была помощником режиссера. И вот наш класс погрузили в автобус и повезли "смотреть как снимается кино".
Мы приехали в парк Шевченко (ну никто, на самом деле, не говорит "Парк ... имени...". Говорят просто: "Парк Горького", "Парк Шевченко").
Там, среди зелени, недалеко от памятника Неизвестному Матросу, стояло небольшое деревянное здание бильярдной. Кажется, оно было выкрашено в глубой цвет.
Нас, детей, заводили в эту бильярдную небольшими группами, усаживали на низкую скамеечку, чтобы мы не попали в камеру, и позволяли смотреть как рождается кино.
В бильярдной за всеми столами шла игра, но все внимание, на самом деле, было направлено на диалог двух героев, которые находились прямо перед нами.
Один из них был небольшого роста, в кепке, и со сдержанной яростью "наезжал" на того, кто был повыше, в белых туфлях. Он называл его Копченым и все пытал про какого-то Фокса. Копченый же отвечал, что Фокс ему не дружок
Диалог повторялся дубля три: то дыма было маловато - пробежал человек, нагнал дыма, то Копченый заявлял, что ему туфли эти белые жмут... Давай снова и снова повторяй реплики, выспрашивай у Копченого где дружок его Фокс.
К Высоцкому у режиссера претензий вообще не было, по крайней мере, на тех дублях, что мы были свидетелями. Даже мне, ребенку, было понятно, что передо мной большой артист. Он был так убедителен, что будь я Копченым, сразу бы Фокса сдал, наверное (хотя, как мы узнали из фильма, лучше на нарах, чем у Фокса на пере).
В силу возраста, я не только не мог оценить уровень актерского мастерства Владимира Семеновича, - я вообще, кажется, не понимал, что это - ВЫСОЦКИЙ! Легенда! Что это - тот человек, чей рычащий голос слышался чуть ли не из каждого окна. В нашем доме тоже были его виниловые пластинки, а песни знали на память:
"В который раз лечу Москва — Одесса
Опять не выпускают самолёт!
А вот прошла вся в синем стюардесса, как принцесса
Надёжная, как весь гражданский флот...
Над Мурманском — ни туч, ни облаков
И хоть сейчас лети до Ашхабада
Открыты Киев, Харьков, Кишинёв
И Львов открыт — но мне туда не надо!"
Короче, так я, десятилетний пацан, увидел как снимается кино. Сожалею только, что больше смотрел на актеров, камеру, бильярд, да как дым создавали, меньше всего внимания уделил тому человеку, что давал указания актерам и помощникам. А ведь он находился прямо передо мной - Станислав Говорухин...
"Эра милосердия" - таково, нам сказали, рабочее название фильма. Позже ему , все же, дали название "Место встречи изменить нельзя" - исключительно длинное, нехарактерное, нелаконичное.
А в фильме же есть знаковый, ключевой диалог соседа Шарапова по коммуналке Михаила Михайловича и Жеглова:
"Если есть на свете дьявол, то он - не козлоногий рогач. Он - дракон о трех головах, и головы эти - хитрость, жадность, предательство. И если одна прикусит человека, то две другие доедят его до тла", - гневно говорит Жеглов, - "давил гадов и давить буду".
"Мы пережили страшную войну... , - оппонирует герой Гердта, - "Чтобы загладить все это, может быть, нужны годы, может быть десятилетия, чтобы все это залечить... По моему глубокому убеждению, преступность у нас победят не карательные органы, а естественный ход нашей жизни, человеколюбие, милосердие... Милосердие - это доброта и мудрость. Эта - та форма существования, о которой я мечтаю, к которой все мы стремимся, в конце концов. Кто знает, может быть, сейчас, в бедности, скудости, нищете, лишениях зарождается эпоха - не эпоха - эра милосердия".
Конечно, истина, как всегда, где-то посередине. Авторы братья Вайнеры создали в 1975 году не просто детективный роман про красногорскую банду "Черная кошка", но и глубоко философское произведение "Эра милосердия".
Может, стоило оставить фильму это название? Пока одни ждут приближение эры милосердия и такие белые пушистые пацифисты, другие создают им для этого условия, охраняют их покой и безопасность, рубят бесконечно отрастающие драконьи головы. А корень-то остается: хитрость, жадность, предательство...
P. S. Фильм "Место встречи изменить нельзя" снимался на Одесской киностудии, как и многие другие фильмы Станислава Говорухина. Большая часть съемок проходила в Москве и лишь небольшая часть - в Одессе.
Будете в Одессе - не ищите эту бильярдную. Она давно сгорела. Кажется, в 2005 ее уже не было. Только в нашей памяти вещи могут жить вечно