Хотел писать о расколе в Абхазии, но вдруг прочитал о Российском расколе!
Настоящей миной замедленного действия (у В. ПУтина и его приближённых всё Ленин такие мины закладывал!) стала публикация Патриаршей проповеди, которая состоялась в замоскворецком Храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», 6 ноября 2023 года, где стоя на высокой трибуны (точнее на солеЕ) Патриарх Кирилл заявил:
«...очень важно, мои дорогие, чтобы понимание своей принадлежности к русскому народу сопровождалось сегодня глубокой православной верой. А те, кто говорит «мы русские», а в храм не ходит?
Задайте себе вопрос: а вы наследники своих отцов, дедов, бабушек, прадедов и пращуров, которые с верой связывали свою жизнь? И если вы не являетесь их наследниками, то в каком смысле вы можете говорить о себе как о русских людях?...»
Вот так, и никак иначе: «…чтобы понимание своей принадлежности к русскому народу сопровождалось сегодня глубокой православной верой…». Он сказал это в храме, куда в детстве приводила меня мама. Отец, раненный во время Брусиловского прорыва, в храм – не ходил. Старший брат -Герой Советского Союза, который был призван на войну из Замоскворечья – тоже. Они, русские солдаты и патриоты двух мировых - что – НЕ РУССКИЕ?! Я просто в шоке. Это ж – источник раскола.
Туристы считают самым красивым местом Абхазии озеро Рицу. Многие признают главным приморским сокровищем, в том числе и духовным - Новый Афон. Это - святое и живописное место Абхазии, где апостолы Иисуса Христа Симон Кананит и Андрей Первозванный провозгласили Благую весть о спасении и наступлении Царствия Божия. Позже Андрей ушёл проповедовать дальше, а Симон остался, чтобы наставлять общину христиан. На том месте, где он принял мученическую смерть, монахи со святой Афонской горы основали обитель. Теперь это - гнездо раскола...
Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь находится в 25 км от Сухума, от центральной власти, но красоты намоленного уголка не спасли Абхазию от церковного нестроения и смуты. Не стану вдаваться в подробности, даже к пустынному монастырю поднялся ранним вечером и никого из братии о встрече не просил. Не хочу с наскока вникать в глубинную проблему, а журналистского задания, как прежде от «Русского дома», например - давно никто не даёт. Объясню кратко характерную суть. До войны, понятно, здесь властвовала Грузинская православная церковь, тогда братская по отношению к РПЦ.
Теперь на эту православную святыню Западного Кавказа много лет претендуют сразу две существующие в республике религиозные структуры: Абхазская православная церковь (АПЦ) (временный управляющий — священник Виссарион Аплиаа) и так называемая Священная митрополия Абхазии (СМА) (предстоятель — Дорофей Дбар). АПЦ ориентирована на принятие Абхазии под омофор Русской православной церкви. СМА же, ориентированная на патриарха Константинопольского Варфоломея, добивается создания в Абхазии автокефальной поместной православной церкви, по примеру Украины.
Резиденция предстоятеля «Священной митрополии Абхазии» с 2011 года располагается в монастыре Новый Афон. Большая часть абхазских православных (как и руководство Абхазии) считает, что последователи Дорофея Дбара завладели монастырем незаконно. Более того, идея создания в Абхазии автокефального церковного института, которая вынашивается Дбаром около двадцати лет, не встречает в местном православном обществе значимой поддержки. Против проконстантинопольской ориентации абхазского православия выступает и правящая в стране партия «Единая Абхазия» (пример Украины – ужасающ!) . Но всё – в подвешенном состоянии.
Монастырь, приносящий какие-то доходы раскольникам – ветшает. Лучший вид с набережной испохаблен каким-то серым незавершённым новостроем, подходы к монастырю – неблагоустроены, каменистая дорога опоясана коммерческими ларьками. Если бы Русская православная церковь распростёрла свой омофор – всем верующим, паломникам и самому монастырю было бы несравненно лучше, но пока – лучше только раскольникам. Правда, и у нас не знаешь, чего ждать от РПЦ!
На обратном пути уже в сумерках, под предложения: «Купите вина! Выпейте гранатового сока!» - думал о наших писательских делах и нестроениях. Ведь и у нас раскольники продолжают зубами держаться за созданные союзы и союзики (в Крыму - аж десять!), за какие-то непонятные ассоциации вроде АСПУР, а власть - потакает. Так ей легче добивать литературу и отмахиваться: «У вас, писателей, структур много – не знаешь, кому помогать». Ну да – легче никому!
НОВЫЙ АФОН
Приморский городок – отель и школа,
Но сказкою над Псырцхой вознесён
Афонский монастырь – гнездо раскола –
Не благодатный, а тревожный звон.
По искушенью дьявольского змея
Затеяли корыстную игру:
Пошли под омофор Варфоломея –
Стамбульского агента ЦРУ.
Как ни были б дела порою плохи,
Я обращаюсь к сердцу и уму
Соратников по вздыбленной эпохе:
Нам брать пример с монахов ни к чему!