Юридическое сообщество – это далеко не дружная семья. Уж не знаю, как там у врачей, судя по некоторым публикациям – они стоят друг за друга горой, но у юристов всё по-другому.
Юристы в большинстве своём не очень-то уважают закон, особенно этим страдают специалисты со значительным стажем.
Закон обходят юристы от науки и, конечно, практики, знающие нормативные правовые акты своей компетенции вдоль и поперёк.
В начале каждый из них обучается в учебных заведениях основам права не просто для оценки в зачётке, а вроде как для того, чтобы стремиться к правовому государству, развивать гражданское общество.
Но то – высшие идеалы, а кормить семью и эго надо. Вот и получается: где-то подменят дату, где-то выдернут лист из дела, где-то закроют глаза на нарушение закона со стороны властей. И так мало-помалу копится неверие в силу права.
Сегодня я вас посвящу в высшую категорию правовой среды обитания. Речь о науке.
Если говорить о полиции, о судах, о прокуратуре и уж тем более о ФСИН, то тут всё ясно. Без нарушений закона просто не обойтись в современных реалиях.
Вместе с тем, на практиков всегда немного свысока поглядывают деятели науки. Оно и понятно, они же носители знания о том, «как должно быть». Как надо судить, как надо защищать, как должно быть устроено государство. В общем-то юристы от науки определяют то, как будет жить всё российское общество.
Тем удивительнее, что в научной среде права царит беззаконие. Казалось бы, что аспиранты или доценты могли тут умудриться навертеть? Не сдать учебник в библиотеку?
А нет, ребята, всё куда хуже. Удивляйтесь фактам.
События
В газете «Троицкий вариант: наука» (выпуск №14 (382) от 11.07.2023) описали случай масштабного плагиата в статьях преподавателей Российского государственного университета им. А. Н. Косыгина, которые оказались полностью «списаны» с лучших курсовых работ студентов Юрфака МГУ. «Оказия» выявлена выпускницей Юрфака МГУ Александрой К. и доцентом факультета Екатериной А. Александра в 2020 году стала победителем ежегодного конкурса студенческих работ СПС «КонсультантПлюс» и Юрфака МГУ. Её курсовая была опубликована на портале «КонсультантПлюс».
Недавно Александра обнаружила, что её курсовая слово в слово переписана в статье к.ю.н., доцента юрфака упомянутого РГУ им. А.Н. Косыгина.
Работа опубликована в № 1 за 2022 год в журнале «Вестник экономической безопасности» (из перечня Высшей аттестационной комиссии (ВАК)!, что должно являться гарантом качества, ведь работа проходит строгую проверку и публикуется в рецензируемом журнале).
Александра обратилась к своему научному руководителю, которая на удивление выявила массовый плагиат.
Всего было обнаружено 38 статей с неоформленными заимствованиями, опубликованных под именем кандидата юридических наук за последние несколько лет...
Так или иначе, все подобные скандалы мало освещаются, потому что «простому» обывателю до этого нет никакого дела. Ну взяла «типа учёная» у студента его мысли, ну и что?
Так понимаете, какая штука, мало того, что для студента – это кропотливая работа, на которую он имеет авторское право, так ведь это ещё к тому же раскрывает сущность представителей российского права!
Те, кто право формируют, должны быть образцом правового поведения, не говоря уж о таких вопиющих случаях.
Конечно, новостная повестка о бывшем председателе коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда Хахалевой Елены Владимировны, наличие юридического образования у которой всё ещё публично подвергается сомнению различными активными гражданами, пестрила громкими заголовками и привлекала внимание многих россиян.
Ещё бы, ведь судья на такой должности успела провести пышную свадьбу своей дочери при участии российских звезд (Кобзон, Брежнева, Басков, Меладзе), а затем вообще стала фигурантом уголовного дела, в связи с чем бежала в Грузию. Это куда интереснее, а то, что корни начинаются с ментальности юридического сообщества, мало кого волнует.
Вот ещё один малоинтересный случай, но очень показательный.
В прошлом году произошла очередная научная «оказия» в юридических кругах не абы какого ВУЗа. Есть в МГУ преподаватель – назовём его М. По словам сокурсников и просто вращающихся в кругах МГУ, М. был молодой звездой юридической науки: закончил МГУ и РШЧП (Российская школа частного права, престижная юридическая магистратура), основал Финансовый клуб, в общем, занимал активную социальную позицию.
И как любой уважающий себя юрист, М. решил написать кандидатскую. И не абы у кого, а у одного из самых именитых учёных в сфере гражданского права СССР и РФ – Е.А. Суханова. Оппоненты у него были заявлены тоже вполне себе значительные в юридических кругах.
Накануне защиты выяснилось, что 60 000 знаков в трудах соискателя принадлежат другому человеку – А., который ранее некоторое время трудился под руководством М. – звезды российской юриспруденции.
Никто внимания на претензии и требования бедного студента не хотел обращать внимания, пока за него не заступились другие именитые юристы...
Работу действительно сняли с защиты, но, как считаете, почему? В связи с тем, что звезда юриспруденции заболел.
На днях, 11.10.2023 года, упомянутый соискатель М. всё-таки стал кандидатом юридических наук с этой самой работой.
Получается, что никакого беззакония вроде как и нет. Нет приговора, нет решения, и М. заслуживает того, чтобы мы называли его звездой юриспруденции без всяких кавычек.
Насколько всё это характеризует нашу юридическую среду – судите сами, а для себя отметьте, что юриспруденция – это наука, которая определяет то, как существует общество сегодня. То, какое положение занимает закон, то, как его соблюдают, то, какой этот закон, и многое другое – зависит от юристов и их внутренней культуры, которой, буду с вами честен, очень и очень не хватает. Чего уж говорить про тех, кто к праву никакого отношения не имеет.