Хотя при всей любви к зрелищам собственной цирковой труппы в Самаре никогда не было, история самарского цирка уже перевалила за сотню лет.
Первыми были цирки странствующие – с паноптикумами, зверинцами, пленными турками, акробатами , силачами, ловившими в кулак резиновые пули и прочими чудесами. Свои шатры-шапито приезжие артисты ставили сначала на Вшивом базаре (нынешней Хлебной площади), затем на Алексеевской площади, позже городские власти стали предоставлять гастролерам временно пустующие дворовые места внутри жилых кварталов.
В декабре 1907-го на одном из таких пустырей – на углу Саратовской (Фрунзе) и Москательной (Льва Толстого) братья-предприниматели Павел и Семен Калинины выстроили по проекту архитектора П.В. Шаманского капитальный театр-цирк «Олимп». Рассчитанное на 1100 мест великолепное ( даже казавшееся современникам излишне разукрашенным) здание в стиле «модерн» сдавалось в аренду как театральным, так и цирковым антрепренерам, поскольку партер при необходимости убирался, и зал превращался в цирк с ареной.
Правда, универсальность «Дворца веселья и искусств» приводила и к казусам – так, Федор Шаляпин, осмотрев место предстоящего выступления и оценив стойкий запах жизнедеятельности цирковых животных, заявил: «Я в конюшнях не пою!». По другой версии, легендарному басу просто не приглянулись изображения крылатых Пегасов на стенах цирка.
Как сообщала афиша 1916-го года, «15 сентября открывается зимний сезон. Репертуар: лубки, пародия, кабаре, канкан». Выступали фокусники, «клоуны черные и рыжие», на глазах изумленной публики гнул рельсы и рвал цепи силач Иван Заикин. 8 ноября 1917 года в «Олимпе» случилось особое представление - Валериан Куйбышев провозгласил со сцены самого вместительного в городе зала советскую власть. В свете этого события «Олимп» вскоре переименовали в театр имени Карла Маркса.
Следующий этап истории самарского цирка связан с именем братьев Витторио и Бениамино Феррони. Гастролировавший в Поволжье в годы Первой Мировой известный итальянский цирк из-за военных действий не сумел вернуться на родину и решил переждать трудные времена в Самаре, объединившись с местными артистами.
В 1919-м ГубОНО сдало объединенной труппе здание деревянного цирка в бывшем Ковригином саду в 92-м квартале за 65 пудов зерна в год и поставило артистов на баланс - а в 1921-м, после наступления голода с баланса сняло, поскольку нечем было кормить даже детей в школах и детских домах. Перешедшие на хозрасчет артисты тоже голодали и болели – но цирк на каждое представление собирал аншлаги. В суровые времена люди, стремясь отвлечься от ужасов, хотели зрелищ. Встречавшие зрителей на арене ловкие акробаты, жонглеры, наездники и озорные клоуны, бывало, за кулисами падали в обмороки. В лютую зиму 1921-1922-го годов артисты похоронили 25 своих товарищей, но представления шли, и два часа отдыха от царящего вокруг кошмара были драгоценны.
Приехавшая в 1922-м в Царицын экспедиция итальянского Красного Креста вывезла земляков домой. Витторио Ферроне принял решение остаться, проработал в Самаре до 1925-го, затем уехал в Москву и стал основателем известнейшей в СССР цирковой династии.
Деревянный цирк Феррони в 1926-м сгорел. Заезжие цирковые коллективы вновь давали представления в бывшем «Олимпе» до 1936-го года, когда для уже куйбышевского подразделения Госцирка построили здание в Струковском саду, ставшем городским парком культуры и отдыха имени А.М. Горького. Зрительный зал располагался под крышей-шапито, натянутой на металлические конструкции и вмещал 2330 зрителей. В послевоенные годы на манеже Куйбышевского цирка выступали Борис Вяткин, Эмиль Кио, Мстислав и Вальтер Запашные.
Главный недостаток цирка - невозможность использования в зимний период – логично привел к необходимости возведения капитального круглогодичного здания. С конца 1960-х местные газеты только и писали о строительстве будущего стационарного цирка.
Наконец, в конце лета 1969-го цирк-шапито в Струковском саду закончил свою 35-летнюю работу, а 15 сентября прошла торжественная территория открытия зимнего цирка, где директору В.М. Мусатову вручили большой золоченый ключ и состоялось первое представление – для строителей.
Автором проекта «космического» здания цирка стала архитектор московского института «Гипротеатр» Саломея Гельфер. Кстати, землячка самарского архитектора Зельмана Клейнермана – тоже уроженца Белостока, до Первой Мировой находившегося на территории Российской империи. Эффектный проект был реализован, кроме Самары, еще в десяти городах - Новосибирске, Владивостоке, Уфе, Донецке, Кривом Роге, Перми, Воронеже, Луганске, Харькове и Брянске.
Седловидное перекрытие, представляющее собой гиперболический параболоид, впервые применили архитектор Мацей Новицки и инженер Фред Северуд для арены в городе Роли в Северной Каролине, и конструкция быстро набрала популярность в мировой модернистской архитектуре.
Комплекс цирка состоит из двух объемов. Основное здание с ареной и зрительным залом, светлым фойе со сплошным остеклением полностью отдано зрителям, административные и служебные помещения – как для артистов и служащих, так и «четвероногих артистов» - вынесены в пристрой. Благодаря футуристической форме и удачно выбранному месту на высокой террасе здание является не только доминантой окружающей территории, но и оживляет "прямоугольную" панораму города с Волги.
С 2004-го года самарский цирк носит имя Народного артиста СССР, лауреата высшей цирковой награды «Золотой клоун» в Монте-Карло Олега Константиновича Попова. Вообще-то легендарный «солнечный клоун» к Самаре никакого отношения не имел – не родился, не жил и даже никогда не выступал.
По логике инициатора – нового директора цирка Василия Браташа – совпадение года строительства с годом присвоения Олегу Попову звания народного артиста СССР дало повод обратиться к артисту с просьбой о разрешении на присвоение цирку его имени. «Солнечный клоун», тогда уже много лет проживавший в Германии, не возражал, руководство Росгосцирка – тоже.
По иронии судьбы Попову так и не удалось выступить в носящем его имя цирке. Самарские гастроли планировались в конце 2016-го после шоу в Ростове-на Дону и Екатеринбурге – но сердце 86-летнего артиста остановилось в ростовском гостиничном номере.
Зато Олег Константинович успел подарить цирку свою знаменитую клетчатую кепку, которая сейчас хранится в открытом в 2007-м цирковом музее. Воссоздана гримерная великого клоуна и можно увидеть его личные вещи, костюмы, предметы реквизита номеров, уникальные фото и афиши. Тогда же кровлю здания покрыли черно-белой шашкой под ту самую кепку, и изначально стандартное здание обрело свой неповторимый и мгновенно узнаваемый облик.
Поскольку самарский цирк вмещал большое – 2200 мест – количество зрителей, здесь проводились все массовые мероприятия, большие концерты и шоу. У многих поколений самарских жителей именно цирк по-прежнему связан с настроением и ощущением праздника.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете