Не так давно на этом канале было выложено небольшое эссе о об Америке (то бишь США), в котором упоминалась не произошедшая война, которую Америка сто с лишним лет (с начала XIX века по 1930-е) ждала и страшилась. Эта война должна была стать неизбежным (как тогда казалось) продолжением войны, в которой США появились как государство. Война с Великобританией. Этой войны не случилось. Но вместе с ней, с не случившейся великой войной, не было также войны другой. Войны, которую американцы очень даже хотели, которую заранее любили, на которую надеялись поколениями. Войны малой и детской. Точнее, подростковой.
Есть такой замечательный советский многосерийный детский фильм «Макар-следопыт», снятый в 1984 году. Революционная романтика в то время смотрелась уже явным анахронизмом, не зря одна из самых ярких фигур в картине — белый штабс-капитан Чёрный, которого великолепно сыграл Олег Борисов. У него вообще был талант играть обаятельных мерзавцев, вроде Джона Сильвера в экранизации 1982 года. Но, конечно, если бы сюжет фильма был скучным, никакие талантливые актёры его бы не спасли. Но это не тот случай, фильм получился отменным, он и сейчас неплохо смотрится. А всё потому, что в нём использован традиционный для советского детского кинематографа сюжет. Дети, активно участвующие в шпионско-диверсионной работе на нашей стороне в большой войне.
Прежде этот же выигрышный сюжет стал секретом успеха «Неуловимых мстителей» 1967 года. Намного более взрослая по форме и трагическая по содержанию «Молодая гвардия» вышла сразу после войны, в 1948 г. Советские киноделы и заказывавшие им фильмы советские партийные деятели отлично понимали, что хотят видеть на экране советские дети и подростки. А хотят они смотреть на приключения своих сверстников, рискующих жизнью и совершающих подвиги во имя Родины. Впрочем, безыдейные приключения их сверстников молодёжной аудитории тоже неплохо заходят, первые «Гардемарины» 1987 года тому примером. Но когда подростки партизанят против злых оккупантов, получается намного интересней.
Американские деятели киноискусства это тоже понимали. Вот только у них была беда — США никто пока что не оккупировал. Ну, британцы конечно пытались загасить пламя американской революции, и в фильме «Патриот» Мела Гибсона сыновья главного героя помогают ему отстреливать на лесной тропе британских оккупантов, но там всё же не тот масштаб и вообще, давно это было. В ковбойских боевиках подростков тоже не слишком много. Кто же юнца в салун пустит, чтобы он там пил, курил и ходил в нумера с доступными женщинами? Это было бы уж совсем антипедагогичным кином, такое американцам снимать не любят.
Единственный выход, который оставался, чтобы удовлетворить тоску американских детишек по героической борьбе с какими-нибудь оккупантами — это фантастика. Если быть совсем точным, то так называемая «фантастика ближнего прицела», «фильмы-предупреждения». Пока мы сильны и никого не боимся, но внезапно что-то случилось и нашу прекрасную Америку оккупируют… Кто только её не оккупировал, от злых русских (то бишь в то время ещё советских) при пособничестве кубинцев в «Красном рассвете» (1984 год) и «Вторжении в США» (1985 г., в главной роли Чак Норрис) до войск КНДР в «Красном рассвете» 2012 года. Получалось не слишком убедительно, но хотя бы забавно.
Подростки во всём мире одинаковы, и мечты у них схожие. «Вот если к нам вторгнутся злые (нужное вставить), то мы с пацанами возьмём побольше стволов и покрошим всех гадов!» Чтобы в этом убедиться, можно посмотреть, к примеру, британский фильм «Чужие на районе». Там чёткие пацаны защищают свою многоэтажку от злых инопланетян. Корейцы тоже что-то похожее снимали, да и японских аниме со схожими сюжетами хватает. Американские дети в этом плане исключением не являются, их тоже попкорном не корми, а дай только позащищать свою родину от какого-нибудь вторжения. Даже в мистическом сериале «Очень странные дела», с третьего сезона, под американские супермаркеты подкапываются коварные советские солдаты. Подростки, не спросясь родителей, дали им мощный и суровый отпор. А как же иначе.
Однако подобные фантастические сюжеты даже для американских детей, к разным сказочкам, вроде приключений супергероев, привыкшим, всё-таки выглядели не слишком реалистично. Только в 2012 году Голливуду удалось наконец-то нащупать золотую жилу. Тогда вышел первый фильм франшизы «Голодные игры». Врагами детей в нём выступают не злобные иностранцы или инопланетяне, а намного более знакомый, опасный и одновременно с этим неприятный враг. Взрослые. Точнее, злодейская антиутопическая система, этими самыми взрослыми тщательно выстроенная. Против которой девочке-героине приходится воевать с луком и стрелами… ну, так получилось, более мощное оружие, должно быть, не для девочек. Фильм зашёл подросткам (не только американским) на-ура, собрал отличную кассу и породил несколько сиквелов. Наконец-то юные американские зрители увидели, против кого им предстоит партизанить, и им понравилось.