Найти тему
Академия на Неве

Л. Ф. Шеховцова. Особенности православной психотерапии и практики душепопечения

В конце ХХ в. в России на основании христианской антропологии возникает православная психотерапия как практика работы психолога с душевными проблемами и жизненными затруднениями страждущего человека. Наличие собственного опыта воцерковления у православного психолога и профессиональных компетенций является условием возможности его работы с верующими людьми.

В последнее время у практиков психологов, психотерапевтов возник интерес к «духовному измерению». В мировой психотерапии интенсивно развивается духовно-ориентированный подход. В конце ХХ в. возрастает большой интерес к философско-антропологическому самоопределению психотерапии и она выходит на уровень философского, религиозного осмысления природы человека, пытается определиться по отношению к той или иной духовной традиции.

В нашей стране уже более 20 лет развивается православная психотерапия и консультирование, хотя на западе христианская психология существует достаточно давно, и прежде всего у протестантов, где хорошо развито пастырское консультирование.

В «Психотерапевтической энциклопедии» под ред. Б. Д. Карвасарского православная психотерапия определяется как «совокупность форм и подходов к врачеванию души, имеющих в основе мировосприятие, покоящееся на православной вере, духовном, аскетическом и литургическом опыте единой, Соборной и Апостольской Церкви» [Психотерапевтическая энциклопедия, 1998].

Для современной психотерапии, как западной, так и отечественной, характерна тенденция к некоторому абстрагированию от мировоззрения и нравственных ценностей. Однако, более глубокая профессиональная рефлексия побуждает к выводу, что каждая психотерапевтическая теория уже в своих терминах скрыто или открыто несет ряд ценностей, которые, собственно, и интегрируют воедино теорию и метод. Эти ценности определяют и жизненную позицию, жизненную философию консультанта, без которой механическое использованием метода обращается в манипуляцию в негативном смысле этого термина, делая клиента объектом, а не субъектом консультирования [Гулина, 2001].

По данным социологических опросов 60–80% граждан России считают себя православными, поэтому отечественной психотерапии естественно ориентироваться на нравственный идеал национальной традиционной религии — восточное православное христианство.

Абстрагирование от любых абсолютов и ценностей, от представлений о природе человека, следование принципу полной безоценочности ставит психолога-консультанта и психотерапевта в достаточно искусственную ситуацию, неадекватно моделирующую жизненную проблему клиента. По мнению классиков психотерапии, при накоплении профессионального опыта возрастает внимание к этическим проблемам (К. Юнг); любая проблема личности — это моральная проблема (Р. Мэй), т. е. имеет моральный подтекст. Вопрос клиента, который он рано или поздно задаст психотерапевту: «Как я должен жить?», «Как правильно мне себя вести?» — является сущностным для всех моральных систем [Мэй, 1994].

Иллюзия, что психотерапевт может быть абсолютно нейтрален в отношении онтологических представлений о природе человека и безоценочен, без своей жизненной «позиции», без какого- то своего личного отношения к клиенту, характерна не только для практикующих психологов, но и для некоторых священников, которые осваивают ту или иную психотерапевтическую технологию или метод, не задумываясь, на каких теоретических предпосылках этот метод основывается. Они, как правило, убеждены, что консультирование может быть «объективным» (ценностно-нейтральным при любых представлениях о природе человека) и психотерапевт должен концентрироваться только на ценностях клиента. Их не смущает, что нейтральность и работа с чувством вины у клиента может вызвать у клиента иллюзию, что консультант одобряет аморальный поступок клиента. Представителей православной психотерапии и консультирования часто критикуют за то, что называя себя таким образом, они, якобы уже навязывают клиенту свое мировоззрение. С утверждением гуманистической психотерапии, что психотерапевт не имеет права навязывать свои убеждения и мировоззрение — нельзя не согласиться! Но скрывать и делать вид, что у психотерапевта «как бы» нет своего мировоззрения или что клиента это никак не касается — не лукавство ли это, не безнадежная ли иллюзии?! Практики отмечают, что в процессе психотерапии возникает дискомфорт, если ценности клиента и психотерапевта не совпадают.

Особенностью православной психотерапии является то, что в ней две задачи: общая и частная.

ОБЩАЯ — оказание человеку помощи в преодолении его падшей природы, одухотворении тримерии и, тем самым, спасении; необходимо привести страждущего к покаянию и пробуждению его духовных возможностей уподобления Богу.

ЧАСТНАЯ — оказание человеку помощи в решении его конкретных проблем и жизненных затруднений психотерапевтическими методами.

Видение «горизонтали» конкретных психологических проблем клиента на фоне падшести — «общей болезни человечества» — духовной «вертикали», помогает православному психотерапевту выйти за пределы «симптоматического лечения» и решать более важную задачу оказания помощи в преодолении духовного поражения. Православная психология и психотерапия основывается на святоотеческом понимании человека и его развития как одухотворения его природы тела-души-духа, теосисе.

Принципы, на которых основывается православное консультирование и психотерапия:

  • Духовно-нравственное взаимодействие — отношение психотерапевта и страждущего, клиента к Богу, Церкви и друг к другу в духе христианской любви и благочестия;
  • Личностно-нравственный аскетизм — отношение психотерапевта к себе и своей профессиональной деятельности, наличие духовного опыта у психотерапевта при условии личного воцерковления;
  • Уважение свободы клиента, права клиента на уникальность собственных переживаний;
  • Православный психотерапевт не имеет права изменять, «переконструировать» клиента, в соответствии со своими даже самыми «правильными» ценностями и лучшими намерениями;
  • Недопустимость всякой манипуляции с клиентом, как воздействия на него без его ведома и согласия; или с согласия, но с сокрытием от клиента истинных целей воздействия психотерапевта.

В существующей сегодня практике психотерапии можно выделить две модели—директивную и недирективную, которые различаются по роли и позиции психотерапевта и клиента, страждущего, по способу и форме их взаимодействия. Директивная модель представляется мало пригодной для православной психотерапии, она чаще используется в медицине. Для православного психотерапевта более приемлема роль сестры или брата во Христе, помощника, партнера, а не авторитарного руководителя; позиция равенства «лицом к лицу», личностных субъект-субъектных, а не субъектобъектных отношений. В недирективной модели консультант, психотерапевт, уважая свободу клиента, при любых обстоятельствах предоставляет ему право оставаться таким, каким он хочет быть и осуществлять собственный выбор из совместно найденных альтернатив. Универсальным принципом недирективной модели является эмоциональное присоединение к страждущему, эмпатия к клиенту, что значит создать с ним некую общность, эмоционально-духовное единство, без которого «работа» с ним малоэффективна. Эмпатическое слушание клиента является одной из самых мощных сил, обеспечивающих изменение клиента — та сила, которая дает клиенту возможность усилить самого себя: не есть ли это проявление той любви к ближнему, которую заповедал Христос?

Уважение, искренность и сострадание психотерапевта лучше всех «техник» образуют это единство, основанное на доверии клиента. Этический принцип недопустимости всякой манипуляции с клиентом жестко регламентирует выбор приемов и техник православным психотерапевтом.

Основным методом психотерапевтического процесса является беседа. Традиционно, психотерапевтическая беседа имеет определенные стадии: установление эмоционального контакта, сбор информации о проблеме клиента, формулирование объясняющих поведение клиента гипотез и их проверка, разработка совместно с клиентом программы изменения его поведения или коррекции, заключительная беседа [Шеховцова, 2009].

Можно ли сказать, что в православной психотерапии есть свой собственный метод работы со страждущим, клиентом? Есть ли свои особые технологии в арсенале православного психотерапевта? Можно использовать в консультировании евангельские притчи, в психотерапии — библиодраму. Притчи, насыщенные метафорами, аллегориями, символами могут являться ключом к разрешению разнообразных жизненных ситуаций.

Анализ святоотеческой литературы показал, что специфическим методом православного психотерапевта могут быть позаимствованные из аскетики «алгоритмы» преодоления страсти и стяжания добродетели — становления положительных качеств характера, способствующих самоконтролю и саморегуляции (Феофан Затворник, 1996) [Преодоление, 2014].

Для преодоления негативных эмоциональных, страстных состояний, способов борьбы с ними можно использовать описание действий по этапам развития страсти:

  1. Стадия — прилог, когда греховный помысл приходит из внешнего мира и приближается к нашему внутреннему миру;
  2. Стадия — сочетание, принятие помысла, добровольное беседа с ним, размышление о нем;
  3. Стадия — сложение, услаждение помыслом, уступка ему;
  4. Стадия — пленение, погруженность в страстное состояние, потеря покоя, рабство греху.

Или последовательность шагов по стяжанию добродетели:

  1. Представить преимущество преодоления страсти или негативных эмоций (становление мотивации);
  2. Снятие защиты и оправдания страсти;
  3. Анализ последствий продолжения действия страстных или негативных состояний;
  4. Мобилизация воли и просьба помощи Божьей;
  5. Принятие решения и ответственности за его реализацию.

Можно ли в православной психотерапии применять любые методы и техники, которыми пользуются секулярные психотерапевты? И ответ тут отрицательный.

В православной психотерапии и консультировании можно применять только те методы, которые, во‑первых, не противоречат христианскому мировоззрению, не основаны на оккультных представлениях о человеке; и во‑вторых, не подавляют свободу клиента, адресованы к его сознанию.

Первая конференция по христианской психологии и консультированию совместно с американскими коллегами прошла в 1994 г. в Санкт-Петербурге, затем в Москве в 1995 г. И опять в Санкт-Петербурге в 1997 г. Опубликованы материалы конференций 1995 и 1997 гг. [Психология и христианство, 1995; Психология и христианство, 1997].

Первой отечественной работой, где описывается обращение консультанта к «духовному Я» клиента была книга Т. А. Флоренской «Диалог в практической психологии» [Флоренская, 2001].

Значимым вкладом в развитие отечественной психотерапии и консультирования являются «Специальные выпуски по христианской психологии» — приложения «Московского психотерапевтического журнала», выпускающим редактором которого был Ф. Е. Василюк, а ответственным редактором спецвыпусков Е. В. Загородная[1] . В современной отечественной психотерапии Ф. Е. Василюк основал два направления — понимающую и синергийную психотерапии.

Понимающая психотерапия [Василюк, 1996; Василюк, 2008] развивалась в традиционных рамках гуманистической психотерапии, где человек представлен сомой и психикой (душой), в понимающей психотерапии «духовное» рассматривается как выход человека в трансцендентную реальность, как отношения с Богом. Следует отметить, что духовное измерение человека по разному понимается в различных направлениях современной психотерапии: трансперсональная психология соотносит себя с восточной философией и соответственно, дух в ней представлен в оккультном понимании; хорошо известная позитивная психотерапия Пезешкиана соотносится с восточным учением бахаизма-зороастризма; аналитическая психотерапия Юнга, так сегодня популярная — с мистикой гностицизма и востока. Т. е. различные виды современной психотерапии пытаются примкнуть к какой-то духовной традиции. Общепсихологическим ядром понимающей психотерапии является теория переживания, центральные категории которой — критическая ситуация и переживание.

«Синергийная психотерапия» [Василюк, 2002], которую далее разрабатывает Ф. Е. Василюк, задумана им как история «упований». Ф. Е. Василюк пишет: «вглядываясь в драматическую перипетию борьбы идей и людей в истории психотерапии, можно заметить и глубинные медленные сдвиги психотерапии, психотерапевтического упования», т. е. на что уповает психотерапевт, работая с человеком. Упование психоанализа — это осознание. Бихевиористское направление уповает на научение. Гуманистическая психология уповает на спонтанность, на коммуникацию. Синергийная психотерапия уповает на молитву. Страдание преодолевается через молитву. Ф. Е. Василюк отмечает, что молитва должна стать на место страдания и тогда у клиента возникает другое состояние. Феноменологической предпосылкой молитвы является антиномия — возможности невозможного.

Синергийная психотерапия говорит также о преображении чувств. Молитва сублимирует переживание, что он понимает как «возгонку» переживания и тогда молитва становится носителем переживания.

Синергийная психотерапия Ф. Е. Василюка — это яркое, глубокое и самобытное направление в отечественной психологии и психотерапии.

Многие православные психологи, как сложилась современная психологическая практика, работают на приходах в тесном сотрудничестве со священником.

Психологическое консультирование и душепопечительские беседы пастыря имеют много общих моментов. Консультация — это беседа специалиста с лицом, обратившемся к нему за помощью или вопросом. И пастырь, и психолог оказывают помощь в процессе консультативной беседы, диалога.

«Технология» диалога включает в себя известные профессиональные умения психолога-консультанта:

  • Ведение сократического диалога, майевтики, который является наиболее адекватным для православной психотерапии; при сократической беседе консультативное общение строится таким образом, что путем небольших проблемных вопросов, примеров, аналогий, клиент приобщается к самостоятельному анализу своих проблем и подводится к инсайту — открытию истины для себя [Василюк, 1998];
  • Недирективные высказывания — директивные высказывания отнесены к другому человеку или абстрактной ценности вне ситуации общения, несут изъявительное, запретительное или повелительное наклонения, недирективные — предметно соотнесены с «Я» говорящего в конкретной ситуации (состоянием, действиями, проблемами);
  • Интонационная выразительность речи — невербальная составляющая речевого мастерства едва ли не главный его инструментарий;
  • Вопросная техника.

По форме и содержанию между душепопечительской беседой и психологическим консультирование много общего.

Как правило, люди обращаются к пастырям и психотерапевтам со сходными проблемами[2] :

  • Горе, потеря близких, болезни, страдание от страстей-зависимостей, разрыва супружеских отношений, семейных связей;
  • Необходимость самопознания, самонаблюдения клиентом;
  • Обретение человеком целостности;
  • Нахождение жизненных смыслов, потенциалов к изменению;
  • Признание благотворной роли страдания для личностного изменения.

Но нельзя не видеть и РАЗНИЦЫ между психотерапией и духовной практикой, пастырским душепопечением.

Вопрос — где кончается граница психотерапии и начинается духовная практика очень актуальный и сложный.

Современная психотерапия имеет предметом своего анализа психику, душу, психологические проблемы; религия занимается «духом», «духовностью», духовной жизнью. Разделение «работы» на уровне души (психики) и на уровне духа настолько тонко, а человек настолько целостен во всех своих проявлениях, что это деление может быть представлено только в виде теоретического конструкта.

В. Франкл видел различие психотерапии и религии в том, что целью психотерапии является исцеление души, а целью религии — спасение души [Франкл, 1999].

Цель психотерапии — помочь человеку решить его жизненную задачу, приспособить его к земной жизни, для духовной практики — эта цель — второстепенная. Главная — подготовить человека к жизни небесной, помочь в решении внутренних духовных проблем.

В психотерапии нет критериев совершенствования человека, духовная же практика имеет и цели, и критерии развития и совершенствования человека.

В психотерапии работают чаще всего с симптомами, личностными нарушениями, в духовной практике — напрямую с самой природой человека — сознанием, духовностью, «присутствием».

В секулярной психотерапии, как правило, на заключительном этапе с клиентом обсуждается программа дальнейшего (уже самостоятельного) изменения поведения, оговариваются цели, сроки — и клиента отправляют в «самостоятельное плавание», начинается его самостоятельная работа по самоизменению.

В православной духовной практике человека не бросают, там имеется «институт» духовничества, когда духовник руководит духовным возрастанием своего чада на протяжении всей его жизни. Духовник, руководствуясь опытом духовной брани святых отцов, накопленным в течении двух тысячелетий, ведет свое духовное чадо по этапам борьбы с греховной страстью и стяжания добродетелей. В православной психотерапии ресурсами страждущего человека являются не только движущие силы развития, на которые он может опираться, но и упование на помощь Божью. Человек имеет потребность и способность вместить Божью Помощь и Благодать. А поскольку Бог есть любовь, то это способность и потребность вместить исцеляющую Божественную любовь. Верующему человеку всегда полезно помнить о любви Бога к каждому человеку, в том числе и к нему самому, а также о любви к ближнему и о любви ближних к нему. Психотерапевт своим безусловным принятием и сочувствующим сопереживанием клиенту выражает эту любовь.

В церковном таинстве верующий получает мистическую сакральную помощь от Бога-Творца. Духовная жизнь — это осуществление Самим Богом в нас того, что Он про нас задумал, к чему призвал.

Очевидно, что решения проблем горизонтали-психологических, душевных половинчаты, не завершены, если клиент не выходит в решении своих проблем в вертикаль: он остается в кругу дурной бесконечности или пытается вытащить себя сам из болота! Духовная вертикаль — это и неосознаваемые наши грехи (глубина проблемы), и духовная аскеза — борьба со страстями и доброделание.

Идеальна ситуация, когда психолог работает на приходе в тесном союзе с пастырем. В чем может помочь психотерапевт верующему человеку?

Как осуществить эту совместную работу пастыря и психолога? Как правило, приходя на исповедь, верующий человек видит свой грех и кается в нем. Но на следующей исповеди (и еще много-много раз) он кается в том же самом грехе. Психолог может помочь верующему подготовиться к исповеди. Верующий часто не видит «корешок» — причину греха. Пастырь подчас не имеет возможности « обнажать» эти корешки, проводить с пасомым душепопечительские беседы. Психолог имеет достаточно времени, чтобы выяснить причины проблем, затруднений в жизни человека. И такую совместную работу пастыря и психолога можно изобразить в виде креста. Горизонталь — это психологическая работа, выяснение причин на уровне души, а дальнейшая работа или одновременная — преодоление жизненных трудностей в результате изменения себя — это духовная вертикаль. Когда психотерапевт подводит клиента к вопросам о его ценностях и смысле жизни, тем самым он подготавливает клиента к работе в вертикали. Если психотерапевт спрашивает клиента «ЗАЧЕМ он живет?» (центральным моментом православной аскетики является метанойя (греч. — изменение ума, угла зрения), то осмысление клиентом ответа на этот вопрос, побуждает, мотивирует его к решимости измениться. Помощь приходит в таинстве исповеди и отпущения греха. Человек часто прекрасно понимает, осознает все последствия своего недолжного поведения, но, тем не менее, не может с собой справиться. Каждый знает, как трудно изменить себя. Даже если понимаешь, как и что надо делать. Даже если понимаешь, насколько лучше вследствие этого станет твоя жизнь и жизнь твоих близких. Легче изменить другого. Процесс самопознания не всегда одновременно является и процессом самоизменения. Православный психотерапевт может помочь своему клиенту, брату (cестре) во Христе подготовиться к работе над собой. Самое главное, чтобы у страждущего была осознана мотивация изменения, чтобы ему очень хотелось что-то изменить в своей жизни и была решимость на это. Православный психотерапевт, понимая разницу между проблемой и грехом, подводя и клиента к пониманию проблемы и помогая ему увидеть грех, не бросает клиента на стадии осознания, а показывает ему перспективу преодоления греха (и проблемы) в таинстве покаяния.

Опытное личное знание православным консультантом трудностей духовного становления учит терпимости в диалоге со страждущим. Вера в духовное измерение человека создает установку на уважение, бережность и осторожность в оказании психологической помощи ему без насильственного «внедрения» себя и своих ценностей в душу другого человека. Признание консультантом себя всего лишь пособником, собеседником в диалоге, а не Учителем, приводит к скромности консультанта-психотерапевта и способности учиться у каждого. И как полезно как православному, так и неправославному психотерапевту помнить по этому случаю слова старца Паисия Святогорца: «Тот, у кого есть смирение, никогда не строит из себя учителя, он выслушает другого, а когда спросят его мнение, говорит смиренно. Он никогда не скажет “Я”, но “помысел говорит мне” и “отцы сказали”. То есть, он говорит, как ученик. Тот, кто считает, что способен исправлять других, имеет много эгоизма» (Паисий Святогорец, 2001).

Очень отрадно, что сегодня многие священники проявляют интерес к психологии и психотерапии. Некоторые священники, сотрудничая с психологами, полагают, что был бы психолог компетентным в своей области, а какое у него мировоззрение — верующий ли он или атеист — неважно. Некоторые даже овладевают теми или другими психотерапевтическими методами и технологиями, пользуясь ими как инструментом, не обращая внимания на теоретические и мировоззренческие установки при создании этих технологий. При этом возникает вопрос — психология как инструмент для решения каких проблем — душевных или духовных? Иной раз происходит и подмена: увлекшись инструментальным решением душевных проблем, пастырь «забывает» об ориентации пасомого и на духовную работу, более трудную и требующую от пасомого больших усилий. Не стоит забывать, что духовная практика идет глубже, дальше психотерапии.

ИТАК, православный консультант, психотерапевт ТОТ,

КТО опирается на теоретические представления христианской антропологии и говорит с клиентом о смыслах и нравственных ценностях;

КТО использует многовековой опыт православной аскетики;

КТО свидетельствует о вере, но не превращается в Учителя веры, гуру;

КТО помогает страждущему человеку в соработничестве с пастырем.

Отличительной особенностью православной психотерапии, базирующейся на христианском мировоззрении и аскетике, является наличие нравственно-аксиологической и смысло-ориентирующей координат.

  1. «Московский психотерапевтический журнал» издается с 1992 г., с 2010 г. он называется
  2. «Консультативная психология и психотерапия».Один современный архимандрит сказал, что 70% прихожан нашей Церкви имеют душевные проблемы, которые надо решать прежде или одновременно с духовными.

Источник: Л. Ф. Шеховцова. Особенности православной психотерапии и практики душепопечения // Актуальные вопросы церковной науки. 2023. №2. С. 87–94.