Медицинские исследования бывают разными, и с применением различных лабораторных методик: лабораторно-инструментальный и клинико-лабораторный метод, лабораторные исследования крови, почек и мочи, и многие другие. Их результаты представляют собой утверждение, которое имеет важное значение.
Примеры: какой метод лучше для лечения болезни, каковы самые распространенные побочные эффекты хирургического вмешательства, действительно ли новое экспериментальное лекарство улучшает состояние организма, и каков коэффициент выживаемости после определенного лечения?
Результаты медицинских исследований представляют собой, в большинстве случаев, числовые значения.
Пример: для изучения эффективности нового препарата железа были выбраны две группы пациентов с анемией. В первой группе пациенты в течение двух недель получали новый препарат, а во второй группе - получали плацебо. После этого было проведено измерение уровня гемоглобина в периферической крови. Интересующий нас параметр (переменная) - уровень гемоглобина.
Как определить, отличается ли параметр «уровень гемоглобина» у первой группы от этого же параметра у второй? Большая часть методов, применяемых для этих целей, показывают, насколько типичные значения интересующего нас параметра одной группы отличаются от типичного значения параметра у другой группы. Используют t-критерий Стьюдента, который оценивает, насколько различаются средние значения интересующего нас параметра. Критерий Стьюдента чрезвычайно популярен, и он используется примерно в половине медицинских публикаций. Чтобы рассчитать этот критерий, необходимо из среднего значения параметра, который относится к первой исследуемой группе вычесть среднее значение параметра, который относится ко второй исследуемой группе и поделить их на сумму квадратов ошибок. Последнее необходимо для приведения t-критерия к нужной размерности.
Если разность средних достаточно большая, а стандартная ошибка очень маленькая, то значение t-критерия будет весьма внушительным. А чем больше t-критерий, тем с большей уверенностью мы можем утверждать, что в среднем уровень гемоглобина первой группы отличается от этого показателя у второй группы.
Условия применения статистического критерия t-теста:
- данные были количественными;
- данные распределялись по закону нормального распределения;
- критерий Стьюдента может быть использован для проверки гипотезы о различии средних только для двух групп (если мы сравниваем большее число групп, то в большинстве случаев пользуемся дисперсионным анализом);
- примерно равные значения дисперсий двух выборок, которые мы сравниваем.
В нашем примере в первой группе средний уровень гемоглобина составил 115,4±1,2 г/л, а во второй - 103,7±2,3 г/л (данные представлены в формате M±m).
Необходимо сделать вывод о том:
а) насколько различается гемоглобин в периферической крови;
б) о статистической значимости полученных различий. На основании этих выводов мы сможем дать заключение об эффективности нового препарата железа.
Наши действия:
а) Для оценки различий средних значений параметра «уровень гемоглобина» используем t-критерий Стьюдента:
б) Численность первой группы составила 34, а второй - 40 пациентов. Поэтому находим число степеней свободы как: (34 + 40) - 2 = 72. Сравниваем полученное значение t-критерия Стьюдента 4,51 с критическим при р=0,05 значением, указанным в таблице: 1,993. Рассчитанное значение t-критерия достаточно большое, оно больше критического. Это позволяет нам сделать вывод о том, что наблюдаемые различия статистически значимы (уровень значимости р < 0,05).